Структурная реорганизация и развитие экономики России определяют современные направления государственной политики в области содействия занятости населения и диктуют необходимость комплексного регулирования занятости, защиты от безработицы и трудоустройства.
В Республике Татарстан проводится целенаправленная работа по содействию трудовой занятости населения. Уровень безработицы не критичен и имеет положительную тенденцию к снижению. По оценке Татарстанстата, за 2017 год уровень безработицы, рассчитанный по методологии международной организации труда, составил 3,5 процента от численности экономически активного населения республики (2016 год - 3,8 процента, 2015 год - 4,0 процента).
Вместе с тем процесс дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин с детьми, многодетных родителей, несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, и др.) по-прежнему имеет место. В связи с этим наряду с последовательной реализацией государственных программ, направленных на решение проблем занятости населения в целом, необходимо предусмотреть механизмы противодействия дискриминации на рынке труда социально уязвимых групп населения.
Реализация конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы должна обеспечиваться деятельностью органов исполнительной власти Республики Татарстан, направленной на повышение качества и доступности государственных услуг в сфере занятости, повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу, содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, а также на реализацию мер социальной поддержки безработных граждан. Комплекс реализуемых мер позволит достичь снижения уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда. Одним из направлений работы должно стать снижение доли молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в числе безработных граждан.
Решение стоящих перед органами исполнительной власти Республики Татарстан задач на ближайший период в сфере занятости населения обеспечивается путем реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве" государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы".
Необходимым условием экономического развития является качественно обеспеченный уровень кадрового потенциала. Ключевой задачей в данном направлении должно стать повышение мотивации у молодежи на получение профессий и специальностей, востребованных в реальном секторе экономики. Привлечению и закреплению кадров рабочих профессий и инженерных специальностей на предприятиях республики будет способствовать также поднятие престижа рабочих профессий и инженерных специальностей среди населения Республики Татарстан.
Требует стимулирования трудовая мобильность граждан. Анализ причин низкой трудовой мобильности граждан показывает, что основными сдерживающими факторами являются несоответствие требований к претендентам на трудоустройство, предъявляемых предприятиями, испытывающими потребность в кадрах, предлагаемым условиям оплаты труда, невысокий уровень предлагаемой заработной платы, отсутствие жилья, высокие транспортные издержки. Повышению трудовой мобильности граждан будут способствовать развитие рынка арендного жилья, снижение административных барьеров для осуществления гражданами своих прав и законных интересов при переезде в другую местность.
Недостающая на рынке труда республики потребность в рабочей силе восполняется путем привлечения иностранных работников, осуществляемого с учетом социально-экономической обоснованности. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан определено уполномоченным органом Республики Татарстан по подготовке предложений по определению квоты на выдачу приглашений иностранным гражданам из стран с визовым порядком въезда на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности. Успешной интеграции и адаптации трудовых иностранных граждан может способствовать создание специализированной инфраструктуры, включая центры оказания информационной и правовой поддержки иностранных граждан, изучения русского языка, истории и культуры Российской Федерации.