ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 года N 672
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции Постановления КМ РТ от 30.04.2016 N 273)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 ноября 2017 года N 895
____________________________________________________________________
В целях снижения до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и территорию Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции Постановления КМ РТ от 30.04.2016 N 273)
Наименование программы | Государственная программа "Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) | |||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | |||
Государственные заказчики Программы | Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (по согласованию); предприятия и организации Республики Татарстан (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по согласованию) | |||
Основные разработчики Программы | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан | |||
Цель Программы | Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и территорию Республики Татарстан | |||
Задачи Программы | 1. Обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз химического характера. | |||
Сроки и этапы реализации Программы | 2015 - 2020 годы | |||
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам | Общий объем финансирования Программы составляет 10 747 613,0 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Республики Татарстан - 420 719,0 тыс. рублей; привлекаемые в установленном порядке средства из внебюджетных источников - 10 326 894,0 тыс. рублей. (тыс. рублей) | |||
Год | Всего | В том числе средства | ||
бюджета Республики Татарстан | из внебюджетных источников (средства предприятий и организаций) | |||
2015 | 1 722 627,0 | 65 266,0 | 1 657 361,0 | |
2016 | 2 682 322,6 | 71 090,6 | 2 611 232,0 | |
2017 | 1 643 768,6 | 71 090,6 | 1 572 678,0 | |
2018 | 1 547 794,6 | 71 090,6 | 1 476 704,0 | |
2019 | 1 562 322,6 | 71 090,6 | 1 491 232,0 | |
2020 | 1 588 777,6 | 71 090,6 | 1 517 687,0 | |
Итого | 10 747 613,0 | 420 719,0 | 10 326 894,0 | |
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов | ||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 30.04.2016 N 273) | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) | Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: снизить к 2020 году количество химически опасных объектов в Республике Татарстан до 43 единиц; уменьшить к 2020 году на 12 процентов количество аварийно химически опасных веществ на территории Республики Татарстан; повысить к 2020 году уровень обеспеченности персонала химически опасных объектов Республики Татарстан средствами индивидуальной защиты до 48 процентов; поддерживать на 100-процентном уровне соответствие готовности скотомогильников и биотермических ям требованиям по обеспечению биологической безопасности; сохранить 100-процентный уровень готовности очистных сооружений предприятий к эксплуатации |
В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу <1> химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.
________________
<1> Утверждены Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 1 ноября 2013 года N Пр-2573.
Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе, являются:
широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности в прошлый период; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможность ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ;
преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров (антропозоонозы, инфекции отдаленных биологических видов); увеличение риска возникновения новых инфекций, вызываемых ранее неизвестными патогенами; завоз редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекций; возникновение опасных и особо опасных инфекций, в том числе природно-очаговых, спонтанных и "возвращающихся", а также их распространение среди населения, животных и растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии); распространение антимикробной резистентности; возрастание эпидемиологического значения условно-патогенных микроорганизмов и увеличение частоты заболеваемости инфекциями, проявляющимися у лиц с иммунодефицитными состояниями любой природы; распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; возникновение биологических катастроф вследствие аварий и (или) диверсий на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами; природные катастрофы, приводящие к росту инфекционной заболеваемости; возрастание рисков, связанных с противоправным использованием биотехнологий двойного назначения и биологическим терроризмом во всех его проявлениях; опасной техногенной деятельностью, в том числе активным использованием генно-инженерных технологий.
Республика Татарстан является регионом с высоким уровнем развития промышленности. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Татарстана, составляет 8 993, и они эксплуатируются на 3 329 предприятиях республики. На территории Республики Татарстан расположено 49 объектов <2> экономики, классифицированных по степени химической опасности, использующих в своей производственной деятельности аварийно химически опасные вещества.
_______________
<2> Согласно Перечню потенциально опасных объектов Республики Татарстан, утвержденному распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 31.01.2014 N 02-14р.
Основными видами аварийно химических опасных веществ, которые используются или получаются в результате производственной деятельности предприятий Республики Татарстан, являются аммиак, хлор, окись этилена и другие.
Кроме того, по железным дорогам республики ежегодно перевозится большое количество различных потенциально опасных грузов, которые в случае аварии могут стать причиной массовой гибели людей и заражения территории.
Наибольшую опасность из химически опасных объектов представляют объекты 1 и 2 степени опасности, такие, как ОАО "Казаньоргсинтез", водозаборы, железнодорожные станции, склады жидкого хлора, в зоны возможного заражения от которых попадает свыше 200 тыс. человек.
Кроме того, на складах Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан имеется достаточное количество индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8, являющихся источником химической опасности и требующих утилизации.
Основной задачей по снижению угроз химического заражения территории республики и поражения проживающего на ней населения является проведение работ по внедрению на химически опасных объектах новых технологий по обеззараживанию воды, использование инертных хладагентов и других современных систем и технологий, обеспечивающих снижение опасных выбросов в окружающую среду.
Так, в частности, на территории Республики Татарстан находится ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго", которое является крупным российским производителем бытовой холодильной техники и единственным серийным предприятием в стране, выпускающим высокотехнологичное медицинское холодильное оборудование. Продукция предприятия занимает 8,5 процента рынка бытовых холодильных приборов в России и около 5 процентов рынка стран СНГ.
Применяемые в холодильном производстве ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго" гидрохлорфторуглероды R142b/R22 и R141b являются химически производимыми веществами, отнесенными к числу основных озоноразрушающих веществ, и подпадают под действие Монреальского и Киотского протоколов. Решением проблемы выбросов является полный перевод производства холодильной техники POZIS на экологически безопасные хладагенты изобутан и циклопентан или смесь циклопентан/изопентан, не имеющие ограничений в применении.
Проблема модернизации химически опасных производств актуальна и будет решаться в рамках реализации настоящей Программы рядом ведущих предприятий республики, таких, как ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ЗАО "КВАРТ", ООО "КАМАЗ-Энерго", ОАО "Челны-Холод" и рядом других.
По итогам проводимых мероприятий ожидается значительное повышение уровня химической безопасности населения и территории республики в связи с уменьшением количества химически опасных веществ и использованием новых, более безопасных технологий производства.
В комплекс мероприятий по защите населения входит решение вопросов, связанных с ранним обнаружением аварий на химически опасных объектах, принятием мер по их локализации и ликвидации, основными из которых являются:
оповещение об аварии руководящего состава и работников химически опасных объектов;
прогнозирование и оценка химической обстановки на химически опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
оповещение населения прилегающей территории о возникновении угрозы поражения.
Решение задач оперативного обнаружения аварии, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения возможно только при использовании автоматизированной системы контроля аварийных утечек токсических газов и оповещения химически опасных объектов.
Основной подход к снижению химической опасности объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Данное направление работы связано с необходимостью сокращения сроков принятия управленческих решений и оценки обстановки, которая, возможно, может сложиться в результате чрезвычайных ситуаций, особенно когда чрезвычайная ситуация выходит за пределы объекта. В связи с этим четко отлаженная система обучения и тренировок персонала в случае возникновения аварии на химически опасном объекте будет существенно влиять на уровень безопасности предприятия.
Население Республики Татарстан недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ и не имеет навыков их применения (за исключением работников химической промышленности), что существенно снижает уровень защиты населения от воздействия химически опасных факторов при потенциально возможных авариях с выбросом опасных химических веществ за пределы территории объектов.
По состоянию на 01.04.2014 в Республике Татарстан обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты составляет 43,5 процента, из них:
неработающего населения - 68,8 процента;
населения, занятого в производственной сфере, - 27,1 процента.
Хранящиеся на складах гражданской обороны республики средства индивидуальной защиты предназначены для обеспечения неработающего населения Республики Татарстан. Из общего количества имеющихся средств индивидуальной защиты в запасах республики 64 процента - федеральное имущество и 36 процентов - республиканское имущество.
Все федеральное имущество выслужило установленные сроки хранения и в настоящее время Федеральным агентством по государственным резервам по нему проводится процедура разбронирования, списания, реализации и вывоза. После его вывоза в 2014 году обеспеченность средствами индивидуальной защиты неработающего населения республики будет составлять 24,8 процента.
К 2016 году республиканское имущество также полностью выслужит установленные сроки хранения и будет непригодно к дальнейшему применению и использованию.
Обеспеченность средствами индивидуальной защиты неработающего населения республики с 2016 года будет составлять 0 процентов.
Решение проблемы видится в поэтапном накоплении средств индивидуальной защиты для неработающего населения для достижения показателя полной обеспеченности к 2020 году.
В настоящее время на химически опасных объектах проводится работа, направленная на совершенствование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, связанных с выливом (выбросом) аварийно химически опасных веществ, по приведению технологических процессов на объектах в соответствие с действующими нормами и правилами. Разработаны корпоративные программы и мероприятия, направленные на совершенствование технологических процессов и безопасную эксплуатацию химически опасных производств. В направлении снижения химической опасности в течение 2013 года проводилась работа по уменьшению запасов аварийно химически опасных веществ на химически опасных объектах и внедрению более безопасных технологий.
В Республике Татарстан находится один из ведущих отечественных производителей средств индивидуальной защиты - ОАО "Казанский химический научно-исследовательский институт". Этим научным центром в настоящее время осуществляется разработка новых высокоэффективных защитных материалов на основе полимерных композиций, обеспечивающих комплекс заданных свойств, для индивидуальных и коллективных средств защиты населения от воздействия опасных химических и биологических факторов.
В целях профилактики профессиональных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ежегодно проводятся контрольно-надзорные мероприятия по проверке объектов, использующих или образующих в своей деятельности вышеуказанные вещества (пестициды, агрохимикаты, тяжелые металлы, пластмассы и т.д.).
В последние годы в связи с удорожанием стоимости используемых пестицидов и агрохимикатов практически не выявляются случаи неконтролируемого применения данных химических веществ. Сельхозпредприятиями пестициды закупаются и используются практически без остатка. В существующих складах для хранения пестицидов осуществляется частичное хранение минеральных удобрений.
В целях повышения профессиональной грамотности различных категорий работников промышленности и агропромышленного комплекса республики, в том числе лиц, имеющих профессиональный контакт с пестицидами и агрохимикатами, в 2013 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении перечней определенных категорий работников организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности, подлежащих профессиональной и гигиенической подготовке и аттестации" (в настоящее время проект находится на рассмотрении).