Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения.
6.1. Нормативное правовое обеспечение развития региональной инклюзивной политики.
Региональная модель инклюзивной политики может быть создана лишь при наличии базовых нормативных правовых документов в виде законов, указов, постановлений, методических материалов, административных регламентов, проектов программ и проектов в областях подготовки специалистов в сфере образования, семейного воспитания, развития инфраструктуры.
Именно неразвитостью нормативной правовой базы обусловлена фрагментарность системы и высокая степень инерционности развития даже существующих ее отдельных элементов.
Для реализации данной задачи необходимы:
разработка программ, направленных на реализацию Концепции;
разработка и принятие закона Республики Татарстан об инклюзивной политике;
разработка постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, административных и функциональных регламентов реализации региональной модели инклюзивной политики;
разработка регламента межведомственного взаимодействия в реализации Концепции.
6.2. Кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации.
Подготовка кадров является одним из условий реализации региональной модели инклюзивной политики. В настоящий момент решение этого комплекса проблем оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.
Не уделяется должного внимания подготовке специалистов в этой области как при получении базового образования, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.
Практически отсутствуют учебно-методические и дидактические средства, позволяющие реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов.
Для решения поставленной задачи необходимы:
проведение аккредитации действующих программ в сфере инклюзивного образования с целью распространения образцов лучшей практики;
включение в программу повышения квалификации работников образовательных организаций разделов, связанных с инклюзивным образованием и социализацией лиц, нуждающихся в особом подходе;
разработка пакета нормативных правовых актов по мониторингу реализации региональной модели инклюзивной политики в части оценки эффективности работы профильных организаций и специалистов в них;
формирование в текущем году и в последующие годы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации (с последующей аттестацией) работников, осуществляющих деятельность в рамках региональной модели инклюзивной политики;
проведение регулярных циклов переподготовки и повышения квалификации с последующей аттестацией работников организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, предприятий и организаций, в компетенцию которых входят полномочия по работе с объектами региональной модели инклюзивной политики;
проведение семинаров по обучению методикам и технологиям работы с объектами региональной модели инклюзивной политики;
обеспечение регулярного проведения занятий с родителями и другими родственниками, в семьях которых имеются лица с ограниченными возможностями здоровья.
6.3. Обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования.
Как уже было отмечено ранее, сегодня не объединенные функционально и организационно элементы региональной модели инклюзивной политики находятся в различной степени развития. Кроме того, их ролевые функции не определены, отсутствует единый центр ответственности в виде исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.
Для решения данной задачи необходимы:
формирование реестра организаций в сфере инклюзивного образования и социализации;
определение основных направлений деятельности организаций по внедрению и сопровождению инклюзивных процессов в республике;
принятие решения об определении на уровне республики центров ответственности за развитие инклюзивной политики со стороны органов исполнительной власти;
создание координационного совета по вопросам инклюзивного образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.