Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2018 ГОДЫ (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.11.2023 N 1433)


3. Анализ состояния и тенденций развития инклюзии в социальной политике


Важнейшая задача современного общества - развитие инклюзивных процессов, которые обеспечивают социальное равенство, высококачественное образование и культуру открытых отношений.

Эта задача может быть решена посредством формирования инклюзивной политики, которая является основой развития инклюзии в социальной сфере, в том числе образовании, культуре и широкой практике.

Под понятием "инклюзия" понимаются демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в более широкое сообщество, в первую очередь, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью и каким-либо другим признакам. В контур инклюзии в качестве объектов социальной инклюзии включаются люди, нуждающиеся в особом подходе и имеющие особые потребности. Это потребности, которые связаны как с постоянными, так и с временными причинами и обусловлены особенностями физического и (или) психического состояния человека, социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми и другими факторами. Другими словами, инклюзия означает стремление к преодолению неравенства, обретению свободы и нового качества жизни.

Сегодня инклюзию исследователи видят в основном в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья, но этим, безусловно, нельзя ограничиваться.

К объектам социальной инклюзии относятся:

люди с ограниченными возможностями здоровья;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети из приемных семей;

одаренные личности;

представители этнических меньшинств;

лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях;

студенты-иностранцы;

трудовые мигранты;

пожилые люди.

То есть это те, для кого в процессе их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия и применять адаптивные технологии образования и социализации.

Обеспечение социальной инклюзии является процессом, направленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей, молодежи и взрослых разных возрастных групп, включая пенсионеров, путем расширения их участия в обучении, культурной деятельности и иной жизни общества.

Так, например, стало очевидным, что трудовая миграция для России - не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Мигранты становятся важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Массовый приток иноэтничных мигрантов может стать глобальной проблемой, если не удастся обеспечить инклюзию тех из них, кто работает на легальных основаниях и связывает свое будущее с Россией, и превратить их в лояльных членов общества независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Адаптация, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, необходимое, но недостаточное условие инклюзии. Адаптация предполагает лишь знание местных традиций и норм и поведение с их учетом, но не предполагает встречное постижение принимающим населением культур мигрантов. Не являются решением проблемы сегрегация и ассимиляция, ведущая к отказу мигрантов от собственной культуры.

Предполагается, что:

а) инклюзия - процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе в индивидуальном порядке и как группу;

б) ответственность за инклюзию лежит на самих мигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны;

в) принимающее общество несет ответственность за то, чтобы формальные права мигрантов были установлены таким образом, что индивидуум (мигрант) имеет возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни;

г) мигранты, в свою очередь, уважают фундаментальные нормы и ценности принимающей страны и активно участвуют в процессе инклюзии без потери своей собственной идентичности.

Все вышесказанное относится и к иноэтничным лицам, прибывающим в республику на учебу и по иным жизненным обстоятельствам.

Очевидно, что наиболее важным блоком социальной инклюзии является сектор образования.

Инклюзивное образование закреплено в отдельной статье Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".

Концептуально инклюзивное образование сводится к четырем аспектам:

усиление образовательного коллектива (группы, класса) - все обучающиеся должны быть членами коллектива или группы так, чтобы они могли принимать участие в его жизни вместе с другими;