Законодательные инициативы в сфере социальной инклюзии до конца XX века как за рубежом, так и в России проявлялись фрагментарно и не носили устойчивой тенденции. Данная деятельность регламентировалась косвенными законодательными актами, нормативными правовыми документами, в частности декларациями, конвенциями, конституциями, законами об образовании и социальной защите, миграции и др. С 1995 года в русле международного гуманитарного права принимаются новые нормативные акты, государство поворачивается к проблемам социально уязвимых групп населения, в том числе и в сфере получения профессионального (начального, среднего, высшего, а также дополнительного) образования.
В ряде стран мира внедряются стратегии социальной инклюзии, проводится мониторинг их реализации. Политический курс на социальную инклюзию принят Великобританией, Канадой, Австралией и многими другими государствами, в том числе и странами Европейского Союза. Например, Национальный план социальной инклюзии Словакии предполагает три стратегические цели: 1) поддержка занятости и трудоспособности групп, сталкивающихся с риском социального исключения, 2) аккумуляция неотъемлемых ресурсов, позволяющих людям вести достойную жизнь, поддерживая их мотивацию к самообеспечению и независимости, 3) применение комплексного подхода, чтобы совладать с социальным исключением в поселениях цыган.
В Европейском Союзе разработана специальная методология оценки социальной защиты и социальной инклюзии, которая основана на взаимном обследовании (peer review), которое осуществляется между странами Европейского Союза. Взаимное обследование - это ключевой инструмент так называемого социального "открытого метода координации" ('Open Method of Coordination'). Они позволяют организовать открытую дискуссию по политике и практике социальной защиты и социальной инклюзии в различных странах Европейского Союза и способствуют процессу обмена информацией и взаимообучению.
Среди программ, подвергаемых оценкам, есть те, что направлены на инвалидов, мигрантов, меньшинства, социально уязвимые группы женщин и детей, а сфокусированы они на проблемах занятости, социального обслуживания, здравоохранения, образования. При этом главным акцентом является активная социальная инклюзия, предполагающая участие разных факторов и субъектов социального действия, направленная на достижение ощутимых эффектов.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) есть реализация стратегических целей, которые предполагают условия интенсивного и инновационного развития социальной политики с учетом таких требований, как достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства.
Концепция декларирует переход от системы массового образования к образованию для всех, причем в задачу модернизации образования входит создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а к 2020 году - расширение возможностей обучения таких детей в неспециализированных образовательных организациях для получения качественного образования в современных условиях. Кроме того, из обозначенного в Концепции приоритета "создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями" следует необходимость развития образовательных услуг, в том числе на уровне высшего профессионального образования и социальной инклюзии.