1. Образовательные организации.
Практически все образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Татарстан, занимаются обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также одаренных и талантливых людей. Но, как правило, образовательные организации больше ориентированы на образовательные услуги и меньше на социализацию этих категорий. Вместе с тем некоторые образовательные организации высшего образования - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" (далее - Университет управления "ТИСБИ"), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева", частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт экономики, управления и права" (далее - Институт экономики, управления и права) осуществляют эту деятельность уже в течение нескольких лет. Более того, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12.2011 N 1000 создан научно-образовательный кластер негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" с ориентацией на деятельность по инклюзивному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Университете управления "ТИСБИ" обучаются 122 студента-инвалида, из них по очной форме обучения - 31 человек, по заочной форме обучения - 6 человек, по дистанционной форме - 85 человек.
За 16 лет в Университете управления "ТИСБИ" выстроена система многоуровневого профобразования инвалидов, а также социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов и их родителей; созданы модель социального партнерства в профессиональном обучении инвалидов и взаимодействия с бизнес-сообществом; окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов как специализированное подразделение Университета управления "ТИСБИ".
Также в период обучения в образовательной организации высшего образования студенты-инвалиды имеют возможность получить дополнительные рабочие профессии (парикмахер, водитель, бухгалтер, дизайнер и др.), а также пройти обучение на курсах бизнес-планирования, 1С - бухгалтерии, основ дизайна.
На базе образовательной организации высшего образования в сентябре 2013 года создан Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Межвузовский центр). Решение о создании Межвузовского центра было принято на совместном совещании представителей образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются в общей сложности 367 инвалидов. Часть из них живут в общежитиях, часть - на съемных квартирах, а некоторые являются жителями г. Казани и близлежащих населенных пунктов.
Основными задачами Межвузовского центра являются:
координация работы образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях обмена опытом преподавания;
трансляции современных адаптивных и информационных технологий;
обеспечение взаимодействия образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, с общественными организациями и органами государственной власти по вопросам профориентации, профессионального обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
оказание научно-методической помощи образовательным организациям высшего образования в организации и проведении повышения квалификации педагогических работников (составление учебно-тематических планов, подбор лекторского состава) в целях обеспечения качества обучения, адаптации и социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья;
развитие партнерства со школами-интернатами, иными образовательными и реабилитационными центрами, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева" обучаются 63 инвалида по слуху по следующим направлениям:
радиотехника;
материаловедение и технологии материалов;
инфокоммуникационные технологии и системы связи.
В течение последних трех лет в Институте экономики, управления и права ведутся исследования фундаментальных, технологических, практических аспектов инклюзивного образования. Создана кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, которая разрабатывает научно-методические подходы к созданию непрерывной системы инклюзивного образования с учетом преемственности всех его уровней.
Сегодня в Институте экономики, управления и права (с филиалами) обучаются 53 инвалида. При институте функционируют несколько реабилитационных и образовательных центров для детей дошкольного возраста, а также Академия творчества и развития "Созвездие талантов" (далее - Академия), где созданы все условия для эстетического, духовного и физического развития детей и взрослых.
В рамках работы Академии реализован социальный проект - Центр адаптации, реабилитации и ресоциализации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации "VERA".
В целях содействия в исследовании и реализации идей инклюзивного образования как фактора создания инклюзивного общества на базе Института экономики, управления и права создан Международный центр инклюзивного образования (далее - Центр).
Целью деятельности Центра является популяризация зарубежного опыта развития инклюзивного образования в Российской Федерации, создание сообщества исследователей и практиков, реализующих и развивающих инклюзивное образование в России и за рубежом.
Также в Институте экономики, управления и права создан Центр тестирования по русскому языку, который осуществляет тестирование мигрантов на знание русского языка и их обучение русскому языку.
Впервые в Республике Татарстан образовательная организация высшего образования осуществляет подготовку 10 магистров, 63 бакалавров по направлению "Психолого-педагогическое образование" (профиль "педагогика и психология инклюзивного образования"), состоится выпуск 32 специалистов по дефектологии.
2. Пенитенциарные учреждения.
Определенная работа проводится и в системе пенитенциарных учреждений (тюрьмы, колонии, поселения или иные закрытые учреждения, предназначенные для отбывания уголовного наказания, а также для предварительного заключения лиц, подозреваемых в преступлении).
На сегодняшний день в целях социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы проводится работа по их обучению. Пожалуй, это одна из наиболее сложных для ресоциализации категорий населения в связи с нежеланием работодателей заключать с ними трудовые соглашения, с наличием жилищных проблем и др.
По итогам 2013 года количество осужденных, освободившихся из мест лишения свободы и обучающихся в профессиональных образовательных организациях, составляет: