ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 года N 428-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 30.09.2013 N 516-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 2 Закона Красноярского края от 26.05.2009 N 8-3237 "О разграничении отдельных полномочий органов государственной власти Красноярского края в сферах охраны здоровья граждан, обращения лекарственных средств и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 516-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2016 годы" следующие изменения:
в заголовке, пункте 1 слова "на 2014 - 2016 годы" исключить;
государственную программу Красноярского края "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2016 годы изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 года N 428-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 года N 516-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование государственной программы | государственная программа Красноярского края "Развитие здравоохранения" (далее - программа) |
Основание для разработки государственной программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство здравоохранения Красноярского края |
Соисполнители государственной программы | министерство строительства и архитектуры Красноярского края |
Перечень подпрограмм государственной программы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи, паллиативной помощи и совершенствование системы лекарственного обеспечения населения Красноярского края"; |
Цель государственной программы | увеличение продолжительности жизни за счет обеспечения доступной и качественной медицинской помощи |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, в том числе обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей. Обеспечение доступности лекарственной помощи населению Красноярского края; |
Этапы и сроки реализации государственной программы | программа реализуется в 2014 - 2017 годах |
Перечень целевых показателей и показателей результативности государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, значений целевых показателей на долгосрочный период | смертность от всех причин: |
доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Красноярского края, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Красноярского края: | |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования по годам реализации программы | общий объем финансирования программы составляет 219985426,9 тыс. рублей, из них: |
Перечень объектов капитального строительства государственной собственности Красноярского края | реконструкция краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - КГБУЗ) "Богучанская районная больница"; |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на увеличение продолжительности жизни за счет обеспечения доступной и качественной медицинской помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества.
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основными причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения Красноярского края, как и в целом по стране, являются:
низкая мотивация населения к здоровому образу жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе участковых врачей и среднего медицинского персонала медицинских организаций, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих.
К дополнительным причинам, сдерживающим развитие отрасли здравоохранения в Красноярском крае, следует отнести:
несбалансированность кадрового и материально-технического обеспечения и коечного фонда различных уровней системы оказания медицинской помощи для отдельных нозологий;
неполное соответствие региональной системы подготовки кадров потребностям трехуровневой системы организации медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, профилактической и первичной медико-санитарной;
низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам;
низкая социальная привлекательность работы в медицинских организациях здравоохранения участковых врачей и среднего медицинского персонала.
Необходимо обеспечить создание автоматизированных рабочих мест, которые позволят повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника. Возможность объединения автоматизированных рабочих мест в рамках единой информационной системы здравоохранения Красноярского края позволит повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций. Возможность систематизации и анализа первичной медицинской информации позволит повысить обоснованность принимаемых решений управления развитием отрасли.
Успешность и эффективность реализации программы зависит от внешних и внутренних факторов. В числе рисков, которые могут создать препятствия для достижения заявленной в программе цели, следует отметить следующие:
1. Финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий программы за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; превышение на момент проведения аукционов уровня цен по отношению к стоимости, предусмотренной программой; рост инфляции выше прогнозного уровня, а, следовательно, изменение затрат. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий программы;
2. Организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации мероприятий.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование, реализацию мониторинга, своевременное уточнение и корректировку программы;
применение правовых методов влияния, способствующих решению задач программы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти;
определение системы управления реализацией программы, направленной на согласованность действий министерства здравоохранения Красноярского края, руководителей медицинских организаций.
2.2. Анализ медико-демографических показателей в Красноярском крае
В настоящее время в Красноярском крае отмечается положительная динамика в развитии основных медико-демографических процессов: рождаемости и смертности.
В 2012 году рождаемость превысила показатель смертности, достигнут положительный коэффициент естественного прироста населения + 1,6.
Общий коэффициент рождаемости за 2012 год в Красноярском крае составил 14,5 случая на 1000 человек, а коэффициент общей смертности 12,9 случая на 1000 человек. Структура основных причин смерти практически не претерпевает изменений: основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения - 48,3%, новообразования - 16,3% и внешние причины - 15,4% от числа умерших.
В 2012 году общая заболеваемость в крае составила 1669,2 случая на 1000 человек.
В структуре общей заболеваемости на первом месте болезни органов дыхания (343,2 случая на 1000 человек) - 20,6%, класс болезней системы кровообращения занимает второе место (247,2 случая на 1000 человек) - 14,8%, третье место принадлежит классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (149,7 случая на 1000 человек) - 8,9%.
Первичная заболеваемость в 2012 году составила 829,0 случая на 1000 человек (в 2011 году - 832,9 случая на 1000 человек).
В структуре первичной заболеваемости лидируют болезни органов дыхания (295,2 случая на 1000 человек - 35,6%, на втором месте - несчастные случаи, травмы и отравления (113,0 случая на 1000 человек) - 13,6%, третье место занимают болезни мочеполовой системы (57,0 случая на 1000 человек) - 6,8%.
Снижение младенческой смертности в 2011 году произошло на 14,3% в сравнении с 2010 годом (в 2010 году - 9,2 случая на 1000 родившихся живыми; в 2011 году - 7,8 случаев на 1000 родившихся живыми). По итогам 2012 года с учетом регистрации рождения новорожденных с массой 500 граммов показатель младенческой смертности составил 9,8 случаев на 1000 родившихся живыми.
Показатель смертности детей от 0 лет до 17 лет в 2012 году составил 122,5 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста с учетом регистрации рождений с массой тела 500 граммов.
Показатель материнской смертности за 2012 год составил 7,3 случая на 100 тыс. родившихся живыми. В 2012 году показатель материнской смертности снизился по отношению к 2011 году на 71,1% (в 2011 году - 26,3 случая на 100 тыс. родившихся живыми).
2.3. Трехуровневая система оказания медицинской помощи
В предстоящий период для целей упорядочения организационного построения сети медицинских организаций они разделены по видам, уровню предоставления медицинских услуг, условиям, формам медицинской помощи.
2.3.1. Медицинская помощь предоставляется по следующим видам:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
2.3.1.1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
2.3.1.2. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
2.3.1.3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
2.3.1.4. Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
2.3.2. Медицинская помощь оказывается в следующих формах:
экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
2.3.3. Трехуровневая система оказания медицинской помощи формируется как в амбулаторных условиях, так и в стационарных условиях.
2.3.4. На первом уровне (подразделения районных и городских больниц и поликлиник) проводится выявление патологии, осуществление профилактической помощи, а также осуществление динамического диспансерного наблюдения за пациентами как в амбулаторных условиях, так и стационарных условиях, определение показаний для направления в межрайонные центры, оказание стационарной специализированной помощи по экстренным показаниям. На первом уровне оказывается медицинская помощь в условиях районных больниц и стационаров городских больниц, а также в городских поликлиниках и врачебных амбулаториях для прикрепленного населения.
На втором, межрайонном, уровне проводится определение возможности для проведения лечебных мероприятий на данном уровне либо установление показаний для направления в краевые медицинские организации. На втором уровне оказывается специализированная медицинская помощь (без высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) в условиях медицинских организаций, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межрайонные центры.