ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 мая 2014 года N 306-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Республики Алтай от 02.09.2020 N 519-р.
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Алтай", утвержденный распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 февраля 2013 года N 133-р (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2013, 28 февраля).
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
Утверждены
Распоряжением
Правительства Республики Алтай
от 27 мая 2014 года N 306-р
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ"
1) Раздел 1 "Общее описание дорожной карты" Плана изложить в следующей редакции:
"I. Общее описание дорожной карты
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Алтай" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
Площадь территории Республики Алтай - 92,9 тыс. кв. км, плотность населения - 2,2 на 1 кв. км. Республика Алтай - это горная местность. Общая протяженность дорог с твердым покрытием составляет 2312,6 км; основная транспортная артерия региона представлена трассой М-52 (Чуйский тракт), с асфальтовым покрытием (510 км).
В связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями жизни населения отдаленных районов Кош-Агачский и Улаганский районы постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 года N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов" отнесены к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера. В этой связи установлены: единый районный коэффициент в размере 1,4; коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2 и на высоте свыше 2000 метров - 1,3.
Город Горно-Алтайск - столица Республики Алтай с населением 59 720 человек. В Республике Алтай проживает 208425 человек. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста возрос незначительно с 10,1% до 10,4%. Одной из особенностей Республики Алтай является то, что городское население составляет 27%, сельское - 73%. Количество лиц моложе трудоспособного возраста 59091, в трудоспособном возрасте 122591 человек, старше трудоспособного возраста - 31988 человек.
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи:
Министерством здравоохранения Республики Алтай проведены структурные преобразования системы оказания медицинской помощи населению Республики Алтай с целью эффективного использования ресурсов в сфере здравоохранения:
создан Центр лечебного и профилактического питания, где обеспечиваются нужды медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай (далее - медицинские организации), централизованы пищеблоки медицинских организаций г. Горно-Алтайска, с. Майма;
создана единая прачечная для медицинских организаций г. Горно-Алтайска на базе АУ РА Автобаза "Медавтотранс";
для решения кадрового дефицита и обеспечения доступности амбулаторной помощи населению в частности консультативной и диагностической помощи как детям, так и взрослому населению были реорганизованы бюджетные учреждения здравоохранения "Республиканская детская больница" путем присоединения БУЗ РА "Городская детская поликлиника", "Республиканская больница" путем присоединения БУЗ РА "Городская поликлиника";
рационально и эффективно использовать имеющийся кадровый состав врачей - специалистов для реализации Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ и обязательных к исполнению медицинскими организациями на всей территории РФ;
увеличить доступность специализированной амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению;
повышение контроля за этапностью и преемственностью лечебно-профилактического процесса между амбулаторно-поликлиническим и стационарным звеном. Также уменьшились расходы на содержание административно-управленческого персонала;
ликвидированы малопрофильные медицинские организации: офтальмологический и эндокринологический диспансеры путем присоединения к многопрофильной больнице БУЗ РА "Республиканская больница".
В 2013 году открыт филиал БУЗ РА "Центр медицины катастроф" на базе БУЗ РА "Онгудайская районная больница".
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в 2014 - 2018 годах включают следующие мероприятия:
поэтапная реорганизация коечного фонда с уменьшением и перепрофилизацией коек круглосуточного пребывания в паллиативные и реабилитационные койки, параллельно продолжая развитие стационарзамещающих технологий: коек дневных стационаров всех типов и стационаров на дому;
создание межмуниципального консультативно-диагностического центра первичной специализированной медицинской помощи, который будет являться структурным подразделением БУЗ РА "Онгудайская районная больница", потоки пациентов из 5 медицинских организаций первого уровня по единым принципам маршрутизации при наличии медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи будут направляться на межтерриториальный уровень для обследования и определения показаний для последующего направления пациентов на 3 уровень для лечения и диагностики;
создание кабинетов неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинских организаций.
Средняя занятость койки в Республике Алтай к 2018 году будет приведена в соответствие к среднероссийским показателям при неуклонном росте числа посещений на одного жителя, снижения средней длительности пребывания на круглосуточной койке, увеличения коек дневных стационаров.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению направлено на сохранение фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, расширение выездной работы как специалистов центральных районных больниц, так и республиканского уровней в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы. В целях приближения специализированной помощи к жителям сельских территорий в республике получит дальнейшее развитие выездная работа специалистов, передвижных флюорографов.
Кадры: Министерством здравоохранения Республики Алтай проводится работа по построению системы оценки деятельности основных категорий медицинских работников (разработка четких критериев оценки деятельности медицинских работников на основании разрабатываемых профессиональных стандартов), оценки соответствия выполняемых работниками трудовых функций и трудовых функций, указанных в трудовых договорах (должностных обязанностях), планируется работа по "поэтапному совершенствованию системы оплаты труда с переходом на эффективный контракт" и с увязкой заработной платы медицинского работника с его квалификацией и качеством работы, проведению проверки соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей медицинских работников.
Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников будет способствовать внедрению прозрачных механизмов для системы оценки качества их труда (целевых показателей), понятной для медицинских работников. Для оценки эффективности деятельности медицинских организаций разработаны целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 12 сентября 2013 года N 220 "Об утверждении целевых показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай и их руководителей".
В апреле 2013 года проведена работа по заключению трудовых договоров с руководителями государственных учреждений в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного учреждения". Заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где прописаны дополнения в части реализации "дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 февраля 2013 года N 133-р. Ведется подготовительная организационная работа по проведению аттестации специалистов с последующим переводом на "эффективный контракт".
Важнейшим этапом формирования системы гарантий, направленной не только на повышение размеров заработной платы работников, но и на обеспечение необходимой дифференциации в уровнях оплаты труда в зависимости от квалификации специалистов, сложности и условий их труда, станет утверждение Правительством РФ размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам. Переход на "эффективный контракт" и проведение аттестации специалистов, внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения, которые предоставляют услуги наилучшего качества. Решаются вопросы по оптимизации бюджетной сети за счет сокращения неэффективных расходов и развития самостоятельности бюджетных учреждений.
Планируется работа по проведению оптимизации численности персонала медицинских организаций путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников, вывода непрофильных функций медицинских организаций на аутсорсинг, сокращения избыточной численности административно-управленческого персонала, перевода работников из категории младшего медицинского персонала в прочий персонал.
Республика Алтай является одним из субъектов, сохранивших положительный прирост населения. В последние годы показатель естественного прироста имеет четко выраженную тенденцию к росту, в 2013 году (+10,5).
В 2013 году показатель рождаемости составил 21,1 на 1000 населения.
Общая смертность в республике на 1000 населения в 2013 году составила 11,3.
Как и в предыдущие годы в структуре общей смертности населения Республики Алтай лидируют болезни системы кровообращения (далее - БСК), что составило 45,5%, или 502,4 на 100 тыс. населения; от внешних причин - 20,6%, или 251,9 на 100 тыс. населения; от новообразований - 13,5%, или 140,6 на 100 тыс. населения.
Показатель младенческой смертности за последние 5 лет: 2008 год - 11,3; 2009 год - 9,6; 2010 год - 9,5; 2011 год - 11,0; 2012 год - 13,0, по итогам составил 12,6 на 1000 родившихся, что на 13% ниже показателя аналогичного периода 2012 года. Младенческая смертность в Республике Алтай в период 2008 - 2010 годов имела четкую тенденцию к снижению и максимально приблизилась к российскому показателю. Рост произошел в 2011 году, и еще более значительное увеличение в 2012 году в связи с переходом Российской Федерации на критерии регистрации живорождения, принятые Всемирной организацией здравоохранения. Так из 46 умерших в 2013 году детей первого года жизни - 24 - недоношенные, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела.
В 2008 году в Республике Алтай открыт Республиканский перинатальный центр на базе родильного дома г. Горно-Алтайска, увеличена коечная мощность медицинской организации с 60 до 105 коек, выделены дополнительные площади, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных, функционирует выездная акушерско-гинекологическая и неонатологическая бригады. В настоящее время в Республиканском перинатальном центре происходит 69% всех родов в регионе. С целью достижения контрольных цифр младенческой и перинатальной смертности продолжается реализация мер по централизации акушерско-гинекологической и неонатологической помощи наиболее тяжелому контингенту беременных, рожениц и новорожденных.
Показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий за последние 5 лет: 2008 год - 43,0; 2009 год - 32,0; 2010 год - 21,9; 2011 год - 28,4; 2012 год - 39,6; по итогам 2013 года составил 26,1 на 100 тысяч населения, что на 80% превышает российский показатель, увеличение этого показателя имеет четко выраженную сезонность и максимальное количество дорожно-транспортных происшествий происходит в весенне-летний период, когда поток въезжающих туристов достигает максимума. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит на федеральной автодороге М-52.
В целях максимального приближения медицинской помощи пострадавшим лицам Министерством здравоохранения Республики Алтай в период 2011 - 2012 годов реализован комплекс мер: проведена реорганизация службы скорой медицинской помощи и Центра медицины катастроф, создан единый диспетчерский центр, в бюджетных учреждениях здравоохранения на территории муниципальных образований Республики Алтай функционируют отделения "скорой медицинской помощи", круглосуточная диспетчерская служба, на трассе М-52 открыты 3 дополнительных круглосуточных пункта скорой медицинской помощи, в географическом центре республики на базе бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай "Онгудайская районная больница" открыто травматологическое отделение, филиалы Центра медицины катастроф и Станции переливания крови.
В настоящее время Министерством здравоохранения Республики Алтай разработан межведомственный "Комплексный план мероприятий по снижению смертности от внешних причин в Республике Алтай на 2014 - 2018 годы".
Показатель смертности от туберкулеза за последние 5 лет: 2008 год - 17,9; 2009 год - 22,0; 2010 год - 17,5; 2011 год - 19,3; 2012 год - 12,4; по итогам 2013 года составил 19,0 на 100 тысяч населения, что на 53% выше показателя аналогичного периода 2012 года, что связано с увеличением абсолютного количества умерших от туберкулезной инфекции лиц, прибывших из мест лишения свободы, - 9 человек в 2013 году, 4 человека в 2012 году.
С целью достижения контрольных цифр смертности от туберкулеза продолжается реализация мер по снижению смертности от туберкулеза:
в регионе реализуется ведомственная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы", в 2012 году после капитального ремонта введено в эксплуатацию отделение для больных с множественной лекарственной устойчивостью;
ведется совместная работа с сотрудниками ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" с целью отбора пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Больные после проведенного курса лечения направляются на санаторно-курортное лечение.
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
N п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1. | Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - "программа государственных гарантий") | % | 5,2 | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 5,1 |
2. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | % | 31,3 | 31,6 | 32,5 | 32,6 | 32,7 | 32,8 |
3. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий | % | 1,7 | 2,4 | 2,5 | 2,7 | 2,8 | 2,9 |
4. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий | % | 5,6 | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 8,8 | 8,9 |
5. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | % | 56,0 | 51,9 | 51,0 | 50,7 | 50,6 | 50,5 |
6. | Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Республики Алтай, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Республики Алтай | % | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
7. | Доля аккредитованных специалистов | % | - | - | - | - | 20,0 | 40,0 |
8. | Обеспеченность населения врачами | врачей на 10 тыс. населения | 32,3 | 33,0 | 33,8 | 34,5 | 35,3 | 36,0 |
9. | Соотношение "врачи - средние медицинские работники" | единиц | 1:3 | 1:3 | 1:3 | 1:3 | 1:3 | 1:3 |
10. | Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Республике Алтай в 2013 - 2018 годах (агрегированные значения) | % | 193,7 | 176,4 | 162,5 | 155,3 | 200,0 | 200,0 |
11. | Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Республике Алтай в 2013 - 2018 годах (агрегированные значения) | % | 94,6 | 86,2 | 79,4 | 84,0 | 100,0 | 100,0 |
12. | Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Республике Алтай в 2013 - 2018 годах (агрегированные значения) | % | 45,3 | 51,0 | 52,4 | 70,5 | 100,0 | 100,0 |
13. | Число дней занятости койки в году | дней | 323,1 | 329 | 331 | 332 | 332 | 333 |
14. | Средняя длительность лечения больного в стационаре | дней | 9,4 | 12,0 | 11,7 | 11,6 | 11,6 | 11,5 |
15. | Доля врачей первичного звена от общего числа врачей | % | 57,2 | 59,5 | 60,5 | 61,5 | 62,4 | 63,4 |
16. | Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях | % | 45,70 | 42,6 | 42,6 | 42,6 | 42,6 | 42,6 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 66,80 | 66,20 | 66,80 | 67,30 | 67,90 | 68,50 |
18. | Смертность от всех причин | случаев на 1000 населения | 11,30 | 11,60 | 11,40 | 11,20 | 11,00 | 10,80 |
19. | Материнская смертность | случаев на 100 тыс. родившихся живыми | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20. | Младенческая смертность | случаев на 1000 родившихся живыми | 12,50 | 12,60 | 12,00 | 9,80 | 8,70 | 7,50 |
21. | Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет | случаев на 10 тыс. населения соответствующего возраста | 16,10 | 13,50 | 12,90 | 12,00 | 9,00 | 8,10 |
22. | Смертность от болезней системы кровообращения | случаев на 100 тыс. населения | 502,40 | 529,80 | 529,60 | 529,40 | 529,20 | 529,00 |
23. | Смертность от дорожно-транспортных происшествий | случаев на 100 тыс. населения | 28,9 | 24,00 | 22,00 | 20,00 | 15,00 | 12,00 |
24. | Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) | случаев на 100 тыс. населения | 154,50 | 150,20 | 150,00 | 149,80 | 149,60 | 149,30 |
25. | Смертность от туберкулеза | случаев на 100 тыс. населения | 19,00 | 20,50 | 19,20 | 16,50 | 15,20 | 13,00 |
26. | Заболеваемость туберкулезом | случаев на 100 тыс. населения | 76,10 | 73,00 | 65,50 | 60,50 | 47,68 | 43,46 |
27. | Доля выездов бригад скорой медицинской помощи с учетом времени доезда до больного (менее 20 минут) | % | 78,0 | 79,00 | 81,50 | 84,50 | 88,10 | 89,00"; |