ПРИКАЗ
от 26 августа 2014 года N 159
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(в редакции Приказов Минсельхоза Республики Алтай от 23.06.2015 N 138, от 12.11.2015 N 256, от 23.12.2015 N 319)
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай на 2013 - 2015 годы" в новой редакции.
2. Назначить ответственным за реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай на 2013 - 2015 годы" отдел социального развития сельских территорий, по работе с личными подсобными хозяйствами, информационного обеспечения агропромышленного комплекса (Растворову Л.Г.).
3. Признать утратившим силу приказ от 7 апреля 2014 года N 63 "Об утверждении ведомственной целевой программы".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра
сельского хозяйства
Республики Алтай
В.В.ТАХАНОВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции Приказов Минсельхоза Республики Алтай от 23.06.2015 N 138, от 12.11.2015 N 256, от 23.12.2015 N 319)
(в редакции Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 12.11.2015 N 256)
Наименование разработчика ведомственной целевой программы функционирования | Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Наименование государственной программы Республики Алтай | Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай | Устойчивое развитие сельских территорий |
Наименование ведомственной целевой программы функционирования | Устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Цель и задачи ведомственной целевой программы функционирования | Цель: Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Задачи: 1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; 2) повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, включая строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктах, а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции продукции; 3) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Целевые показатели ведомственной целевой программы функционирования | Показатели цели: Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе: для молодых семей и молодых специалистов на селе, тыс. кв. м; ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности, тыс. км; обеспеченность сельского населения питьевой водой, %; ввод в действие распределительных газовых сетей, км; уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом, %; Показатели задачи 1: Количество семей, улучшивших жилищные условия, всего, ед., в том числе молодых семей и молодых специалистов, ед. Показатели задачи 2: Ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности, ученических мест; абзац исключен. - Приказ Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности, ед.; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед.; ввод в действие плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, тыс. кв. м; ввод в действие дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктах, а также к объектам производства и переработки с/х продукции, км; количество реализованных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства, ед. Показатели задачи 3: Количество реализованных местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, ед. |
(в ред. Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319) | |
Характеристика программных мероприятий целевой программы функционирования | Программные мероприятия: субсидии на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности; субсидии на поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в замках пилотных проектов; субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Сроки реализации ведомственной целевой программы функционирования | Программа реализуется в один этап с 2013 по 2015 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы функционирования | Общий объем бюджетных ассигнований за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию программы составляет 229751,3 тыс. руб., в том числе по годам реализации программы: 2013 г. - 58400,0 тыс. руб. 2014 г. - 104550,0 тыс. руб. 2015 г. - 66801,3 тыс. руб. По оценке, на реализацию программы планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 324696,4 тыс. рублей (справочно), в том числе по годам реализации программы: 2013 г. - 93257,4 тыс. руб. 2014 г. - 74137,0 тыс. руб. 2015 г. - 157302,0 тыс. руб., муниципальных бюджетов (справочно) - 45404,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы: 2013 г. - 7209,7 тыс. руб. 2014 г. - 14717,2 тыс. руб. 2015 г. - 23478,0 тыс. руб., иных источников (справочно) - 158704,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы: 2013 г. - 80355,0 тыс. руб. 2014 г. - 27500,8 тыс. руб. 2015 г. - 50849,0 тыс. руб. |
(в ред. Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы функционирования | Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе: для молодых семей и молодых специалистов на селе 2,842 тыс. кв. м к 2015 году; ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности - 14,0 км к 2015 году; обеспеченность сельского населения питьевой водой - 23,1% к 2015 году; ввод в действие распределительных газовых сетей - 20 км к 2015 году; уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом - 2,9% к 2015 году. Количество семей, улучшивших жилищные условия, всего 48 ед. к 2015 году; в том числе молодых семей и молодых специалистов - 34 ед. к 2015 году. Ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности - 0 ученических мест; абзац исключен. - Приказ Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности - 0 ед.; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности - 0 ед.; ввод в действие плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 0 тыс. кв. м; количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку, 1 ед.; ввод в действие дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктах, а также к объектам производства и переработки с/х продукции, 0 км; количество реализованных местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, 4 единицы |
(в ред. Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319) |
________________
<*> Средства республиканского бюджета Республики Алтай в рамках республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2011 - 2017 годы".
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Так, удельный вес общей площади жилого фонда в сельской местности, оборудованной водопроводом на 01.01.2012 составляет 30%, канализацией - 18,2%, отоплением - 65,5%, горячим водоснабжением - 4,5%.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработала свой нормативный срок и требует замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских населенных пунктов телефонная связь отсутствует. В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
Таким образом, реализация Программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай на 2013 - 2015 годы" обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
ВЦП "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Алтай на 2013 - 2015 годы" входит в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
(в редакции Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 23.06.2015 N 138)
Основной целью Программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
2) повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, включая строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции продукции;
3) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Решение поставленных задач обеспечивается государственной поддержкой предусмотренных Программой мероприятий, в том числе за счет:
- субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в том числе строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки с/х продукции;
- субсидии на поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- субсидии на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности,
- субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Программа реализуется в период с 2013 по 2015 годы без разделения на этапы.
(в редакции Приказа Минсельхоза Республики Алтай от 12.11.2015 N 256)
Реализация целей и задач Программы и выполнение всех программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе: для молодых семей и молодых специалистов на селе 2,842 тыс. кв. м к 2015 году;
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности - 14,0 км к 2015 году;
обеспеченность сельского населения питьевой водой - 23,1% к 2015 году;
ввод в действие распределительных газовых сетей - 20 км к 2015 году;
уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом - 2,9% к 2015 году.
Количество семей, улучшивших жилищные условия, всего 48 ед. к 2015 году.
в том числе молодых семей и молодых специалистов - 34 ед. к 2015 году;
количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку, 1 ед.;
количество реализованных местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, 4 единицы.
Реализация ведомственной целевой программы должна обеспечить достижение основных показателей, представленных в приложении N 1.
Методика расчета целевых показателей, отражающих достижение цели и решения задач Программы:
N п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | Порядок (формула) расчета целевого показателя | Периодичность |
Цель: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности | ||||
1. | Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего | тыс. кв. м | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год |
в том числе: для молодых семей и молодых специалистов на селе | тыс. кв. м | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | ||
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности | км | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, показатель берется из отчета по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | ||
обеспеченность сельского населения питьевой водой | % | рассчитывается как отношение общей численности сельского населения к численности сельского населения, обеспеченного питьевой водой. Источник информации: Минсельхоз РА, показатель берется из отчета по форме N ГП-2 "Сведения по показателям к расчету целевых индикаторов инженерного обустройства села" (приказ Минсельхоза России от 22 августа 2013 г. N 312) | ||
ввод в действие распределительных газовых сетей | км | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, показатель берется из отчета по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | ||
уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом | % | рассчитывается как отношение газифицированных домов (квартир) в сельской местности к общему количеству домов (квартир). Источник информации: Минсельхоз РА, показатель берется из отчета по форме N ГП-2 "Сведения по показателям к расчету целевых индикаторов инженерного обустройства села" (приказ Минсельхоза России от 22 августа 2013 г. N 312) | ||
Задача 1. Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в жилье | ||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия, всего | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
В том числе молодых семей и молодых специалистов на селе | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
Задача 2. Повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры | ||||
Ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности | тыс. уч. мест | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
позиция исключена. - Приказ Минсельхоза Республики Алтай от 23.12.2015 N 319 | ||||
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений в сельской местности | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
количество реализованных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
ввод в действие дорог общего пользования | км | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | Один раз в год | |
Задача 3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности | ||||
количество реализованных местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку | ед. | показатель рассчитывается путем суммирования значений целевого индикатора по муниципальным образованиям Республики Алтай. Источник информации: Минсельхоз РА, отчет по форме N 1-УРСТ "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приказ Росстата от 16 января 2014 г. N 35) | один раз в год |