Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

3. Особенности и проблемы функционирования энергосистемы на территории Республики Алтай


Республика Алтай находится на грани дефицита электроэнергии, особенно в зимние месяцы максимума потребления электроэнергии. Пропускная способность по четырем питающим ВЛ - 110 кВ исчерпана полностью, пик мощности в 2012 году превысил 116 МВт (по данным филиала ОАО "МРСК Сибири" - "ГАЭС"). В 2014 году по данным зимнего контрольного замера переток мощности в республику составил 109 МВт. За первое полугодие 2015 года максимальное значение перетока зафиксировано на уровне 110 МВт. Это приводит к ограничениям подключения новых потребителей электроэнергии и сдерживает развитие экономики региона (результаты расчетов электрических режимов приведены на листах 1 - 10 приложения N 4). Безотлагательно требуется решить вопрос усиления связи с единой энергосистемой и обеспечить генерацию электроэнергии на территории Республики Алтай.

Отличительной особенностью энергосистемы Республики Алтай является крайне неравномерный график потребления электроэнергии и мощности по сезонам года, летний минимум составляет только одну четвертую часть зимнего максимума. Это является следствием того, что значительная часть электроэнергии расходуется на отопление. В результате, в "перегруженных электрических сетях, при прохождении зимнего максимума, складываются недопустимо высокие технические потери электроэнергии и недопустимо высокий уровень потерь напряжения, особенно в сетях 0,4 кВ. В режиме летнего "недогруза", на концах холостых протяженных линий 110 кВ фиксируется недопустимо высокий уровень напряжения, как в переходных так и в установившихся режимах работы сетей. Установившееся напряжение свыше 125 кВ, в целом ряде центров питания 110 кВ, обычное дело, что определяет тяжелые режимы работы изоляции высоковольтного оборудования.

Радиальная конфигурация сети 110 кВ и большие протяженности ЛЭП (максимальная протяженность сети 110 кВ от ПС 220 кВ Бийская, расположенной в городе Бийске, до самой удаленной ПС 110 кВ "Кош-Агачская" более 600 км), многие из которых одноцепные, определяют низкий уровень надежности электроснабжения, особенно при ремонтных схемах и в послеаварийных режимах.

Суммарная протяженность распределительных сетей напряжением 10 и 0,4 кВ более 6 тыс. км. Их основная часть построена в шестидесятых - восьмидесятых годах прошлого века. Для линий 10 кВ был использован сталеалюминиевый провод сечением 35 - 70 квадратных мм, а для линий 0,4 кВ - алюминиевый провод сечением 16 - 35 кв. мм. При этом максимальные протяженности ВЛ 10 кВ достигают 100 км, а длина фидеров - 0,4 кВ, зачастую более 2 км. Большая часть электрических сетей эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Конфигурация сети 10/0,4 кВ также морально устарела и не соответствует требованиям надежности и качества электроснабжения.

Протяженность значительной части линий 0,4 кВ превышает допустимую, по условиям потерь напряжения и чувствительности защиты от коротких замыканий.

В распределительных сетях сохраняется недопустимо высокий уровень технических и коммерческих потерь электроэнергии. Практически пятая часть отпущенной в сеть электроэнергии, теряется при ее передаче и распределении и не доходит до потребителя.

В большинстве случаев на дизельных электростанциях, предназначенных для электроснабжения населенных пунктов, расположенных в труднодоступных горных районах, эксплуатируется физически изношенное энергетическое оборудование, что обусловливает низкие технико-экономические показатели работы дизельных электростанций, низкие качество и надежность электроснабжения потребителей. Удельные расходы топлива на большинстве дизельных электростанций достигают 457 г условного топлива/кВт.ч, что в 1,5 раза превышает средний нормативный расход топлива.

Низкие технико-экономические показатели большинства дизельных электростанций, высокие цены на дизельное топливо и высокие транспортные тарифы (что особенно сказывается в отдаленных районах) приводят к высокой себестоимости производства электроэнергии на дизельных электростанциях.

Таблица 3.1 <*>