Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (с изменениями на: 20.09.2013)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сельский жилищный фонд в Республике Марий Эл составляет 4 950,1 тыс. кв. метров общей площади, из них 94,9 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.

Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 30,1 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 48,7 процента, канализацией - 23,7 процента, горячим водоснабжением - 13,8 процента.

За последнее десятилетие в республике реорганизовано во врачебные амбулатории 13 участковых больниц (45 процентов), сокращено 90 фельдшерско-акушерских пунктов (25,7 процента). На 10 тыс. человек сельского населения приходится только 22,9 врачебной больничной койки, тогда как в городской местности - 150,3; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,9 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами в 8 раз, а средним медицинским персоналом в 3,5 раза ниже по сравнению с городским населением. Обеспеченность врачами по городу - 44,7 процента, на селе - 5,6 процента.

Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 70 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело.

В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" введено пять объектов, в том числе четыре - на селе.

Обеспеченность спортивными сооружениями увеличилась на 0,1 тыс. кв. метров на 10 тыс. человек населения республики и составила на 1 января 2008 г. 9,34 тыс. кв. метров.

Количество спортивных сооружений достигло 1 628, из них 1 231 - в сельской местности.

Численность занимающихся физической культурой и спортом на селе составляет 88 785 человек, или 45 процентов от общего населения республики.

На начало 2007 - 2008 учебного года в республике функционировало 238 сельских общеобразовательных школ различного типа с контингентом учащихся 26 987 человек, к началу 2008 - 2009 учебного года - 218 школ с контингентом учащихся 25 373 человека.

По сравнению с 2007 - 2008 учебным годом количество общеобразовательных школ сократилось на 20 единиц, или 8,4 процента, а численность учащихся - на 1 614 человек.

В связи с проводимой в республике оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в сельской местности с выделением базовых школ и ресурсных центров, основной целью которой является обеспечение общедоступного и качественного образования в образовательных учреждениях, отвечающих действующим нормативным требованиям, необходимы значительные капитальные вложения на укрепление материально-технической базы.

За последнее десятилетие число клубов и Домов культуры сократилось на 60, киноустановок - на 162, библиотек - на 39, значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.

Более 77 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращено финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово-бытового обслуживания районных кооперативных организаций.

В связи с увеличением торговых издержек, падением платежеспособности сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации, снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития.

Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только на собственные нужды. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Указанные выше факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения.

Для устойчивого социально-экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения в реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально-экономического развития села Республики Марий Эл.

В настоящее время в Республике Марий Эл электрифицированы все сельскохозяйственные потребители. Централизованным электроснабжением охвачены все коллективные хозяйства и населенные пункты.

По данным энергосистемы, потребление электроэнергии сельскохозяйственными потребителями Республики Марий Эл в 2008 году составило 91,375 млн. кВт/час.

Существующий уровень надежности и качества электроснабжения сельскохозяйственных потребителей не отвечает возросшим требованиям: годовая продолжительность перерывов в электроснабжении выше, чем в развитых странах; уровень обеспечения подстанций (ПС 35 - 110 кВ) сельскохозяйственного назначения устройствами регуляторов напряжения под нагрузкой (РПН) и уровень компенсации реактивной мощности в сетях и у потребителей является низким.

Наиболее уязвимым звеном сельских сетей являются воздушные линии 10 кВ. Аварии и отказы в них вызывают около 70 процентов нарушений электроснабжения потребителей. Действующие электрические сети сельскохозяйственного назначения напряжением 0,4 - 35 кВ в связи с дефицитом проводникового материала проектировались с перспективой роста электрических нагрузок на 5 - 7 лет, что привело к наличию на линиях электропередачи проводов относительно небольших сечений, при этом сечения проводов 0,4 - 10 кВ уменьшаются по мере удаления от шин центра питания и снижения величины расчетной нагрузки.

В связи с отсутствием достаточных средств на эксплуатацию, ремонт и строительство объектов энергетического хозяйства в энергосистеме отмечается неблагоприятная тенденция.

В сельской местности эксплуатируется 2 563,99 километра распределительных газовых сетей, газифицировано 83,185 тыс. домов (квартир), из них 41,915 тыс. - природным газом; 41,270 тыс. - сжиженным.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 28 процентов - в полном восстановлении. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.