ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 года N 326
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N 398
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 года N 398 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 18 октября 2012 г., N 15102012040349) следующее изменение:
государственную программу Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 15 октября 2012 года N 398
(в редакции
постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 25 октября 2013 года N 326)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы"
Ответственный - Департамент экологической безопасности,
исполнитель природопользования и защиты населения Республики Марий
Государственной Эл
программы
Соисполнители - Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственной
программы
Участники - органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по
Государственной согласованию);
программы государственное унитарное предприятие Республики Марий
Эл "Территориальный центр "Маргеомониторинг"
Подпрограммы - "Развитие системы обращения с отходами производства и
Государственной потребления в Республике Марий Эл";
программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Республики Марий Эл";
"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий
Эл";
"Экологическая безопасность Республики Марий Эл"
Цели - обеспечение экологической безопасности на территории
Государственной Республики Марий Эл;
программы восстановление водных объектов до состояния,
обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни
населения, защита от негативного воздействия вод;
обеспечение устойчивого сбалансированного развития и
использования минерально-сырьевой базы Республики Марий
Эл
Задачи - обеспечение экологически безопасного захоронения и
Государственной переработки отходов;
программы ликвидация накопленных отходов, представляющих опасность
для окружающей среды и санитарно-эпидемиологического
благополучия населения республики;
разработка и реализация единой комплексной системы
управления в сфере обращения с отходами;
сохранение и восстановление биологического разнообразия
Республики Марий Эл;
строительство сооружений берегоукрепления;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических
сооружений путем их приведения в безопасное техническое
состояние;
восстановление и экологическая реабилитация водных
объектов;
воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах,
превышающих их потребление
Целевые - количество несанкционированных объектов размещения
индикаторы и твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
показатели доля площади территории Республики Марий Эл, занятой
Государственной особо охраняемыми природными территориями (далее -
программы ООПТ), в общей площади территории Республики Марий Эл;
доля разведанных запасов общераспространенных полезных
ископаемых по отношению к общему объему добытых
общераспространенных полезных ископаемых;
доля гидротехнических сооружений (далее - ГТС)
республиканской собственности Республики Марий Эл,
приведенных в безопасное техническое состояние
Этапы и сроки - Государственная программа реализуется в один этап.
реализации Сроки реализации Государственной программы 2013 - 2020
Государственной годы
программы
Объемы - общий объем финансирования составляет 3 142 362,9 тыс.
финансирования рублей, из них:
Государственной 2013 год - 304 657,2 тыс. рублей
программы 2014 год - 558 465,4 тыс. рублей
2015 год - 584 114,0 тыс. рублей
2016 год - 777 508,6 тыс. рублей
2017 год - 439 691,2 тыс. рублей
2018 год - 157 953,5 тыс. рублей
2019 год - 157 609,5 тыс. рублей
2020 год - 162 363,5 тыс. рублей;
в том числе за счет средств федерального бюджета (при
условии выделения средств из федерального бюджета) - 627
328,0 тыс. рублей, из них:
2013 год - 26 421,0 тыс. рублей
2014 год - 25 368,0 тыс. рублей
2015 год - 87 945,0 тыс. рублей
2016 год - 86 120,0 тыс. рублей
2017 год - 98 411,0 тыс. рублей
2018 год - 100 140,0 тыс. рублей
2019 год - 99 490,0 тыс. рублей
2020 год - 103 433,0 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Республики
Марий Эл - 335 992,0 тыс. рублей, из них:
2013 год - 37 581,0 тыс. рублей
2014 год - 37 404,0 тыс. рублей
2015 год - 37 504,0 тыс. рублей
2016 год - 49 004,0 тыс. рублей
2017 год - 42 871,0 тыс. рублей
2018 год - 43 471,0 тыс. рублей
2019 год - 44 196,0 тыс. рублей
2020 год - 43 961,0 тыс. рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных образований (при
условии выделения средств из бюджетов муниципальных
образований) - 66 666 тыс. рублей, из них:
2013 год - 3 431,0 тыс. рублей
2014 год - 6 817,0 тыс. рублей
2015 год - 11 095,0 тыс. рублей
2016 год - 10 471,0 тыс. рублей
2017 год - 8 949,0 тыс. рублей
2018 год - 8 565,0 тыс. рублей
2019 год - 8 146,0 тыс. рублей
2020 год - 9 192,0 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников (средства
организаций, при условии выделения средств из
внебюджетных источников) - 2 112 376,9 тыс. рублей, из
них:
2013 год - 237 224,2 тыс. рублей
2014 год - 488 876,4 тыс. рублей
2015 год - 447 570,0 тыс. рублей
2016 год - 631 913,6 тыс. рублей
2017 год - 289 460,2 тыс. рублей
2018 год - 5 777,5 тыс. рублей
2019 год - 5 777,5 тыс. рублей
2020 год - 5 777,5 тыс. рублей
Ожидаемые - ликвидация несанкционированных объектов размещения ТБО;
результаты уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной
реализации деятельности на компоненты природной среды;
Государственной сохранение и воспроизводство биологического,
программы ландшафтного разнообразия путем организации ООПТ
республиканского значения;
повышение экологической культуры населения посредством
расширения информированности населения о состоянии
окружающей среды и мерах по сохранению природных
объектов, привлечения к мероприятиям экологической
направленности;
улучшение экологического состояния рек;
снижение риска аварий ГТС;
достижение превышения количества разведанных запасов
общераспространенных полезных ископаемых над общим
объемом их потребления;
увеличение государственного фонда недр
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
Одним из ключевых направлений развития республики является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие республики могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Государственная программа Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и недропользования на территории Республики Марий Эл, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Республики Марий Эл от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр республики.
Экологические проблемы Республики Марий Эл типичны для многих регионов России: нерешенные вопросы утилизации, переработки, повторного использования отходов производства и потребления, деградация почвенного покрова (эрозия, заболачивание, засоление почв, замусоривание), рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. Наибольшую опасность воздействия на объекты инфраструктуры оказывает активность проявления опасных экзогенных геологических процессов (овражная эрозия, абразионно-оползневые и карстово-суффозионные процессы), проблема подтопления жилой и промышленной застройки подземными водами первого от поверхности водоносного горизонта.
Анализ состояния окружающей среды в Республике Марий Эл, по данным природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества.
Для Республики Марий Эл характерна проблема обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы). Существующая система сбора, хранения, транспортировки и утилизации отходов несовершенна и приводит к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами являются:
изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, несвойственных прежней структуре потребления;
устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к их несанкционированному размещению в окружающей среде.
По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году", в 2011 году в Республике Марий Эл образовалось около 786,0 тыс. тонн отходов, из них твердых бытовых отходов - 73,0 тыс. тонн (в Приволжском федеральном округе - 162 762,4; Российской Федерации - 4 303 320,0; Республике Мордовия - 1 526,0; Удмуртской Республике - 1 152,0; Кировской области - 1 437,0; Нижегородской области - 2 669,0; Самарской области - 5 507,0 тыс. тонн отходов).
В Республике Марий Эл в 2011 году использовано и обезврежено 89,4 процента образовавшихся отходов (в Приволжском федеральном округе - 54,6 процента, Российской Федерации - 46,3 процента, Республике Мордовия - 55,3 процента, Удмуртской Республике - 63,6 процента, Кировской области - 100,1 процента, Нижегородской области - 81,1 процента, Самарской области - 69,6 процента).
Источниками образования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Республики Марий Эл являются организации, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, население республики.
Для сбора ТБО в республике в настоящее время используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий населенных пунктов собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки), и затем доставляются спецавтотранспортом на объекты захоронения.
Охват населения услугой по сбору и вывозу ТБО составляет около 66 процентов от общего количества проживающего населения. Обслуживаются только 456,8 тыс. человек из 692,4 тыс. человек. Причем большая часть обслуживаемого населения проживает в городских округах республики.
Всего для приема и захоронения отходов в республике имеются 19 полигонов ТБО и полигон промышленных отходов научно-производственного кооператива "Эколог". Производственная мощность большинства полигонов ТБО закончится в ближайшие 2 - 3 года. Технологии захоронения часто не соблюдаются, что приводит к возникновению пожаров на полигонах и экологическим проблемам. Таким образом, остро стоит вопрос строительства новых, современных объектов захоронения ТБО.
В республике функционирует один мусоросортировочный комплекс - в г. Йошкар-Оле. На остальной территории республики сортировка отходов не осуществляется. Необходимо строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций.
В настоящее время в республике отсутствует действенный механизм учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, не разработана региональная схема обращения с отходами, что не позволяет создать единую эффективную систему обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл.
Серьезной проблемой является утилизация иловых осадков очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы.
Существует проблема обращения с отходами в части осветительных устройств, электрических ламп (ртутьсодержащих), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В воздушный бассейн городов с выбросами промышленных предприятий, транспорта и других источников загрязнения поступают тысячи тонн загрязняющих веществ, которые оказывают неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, ухудшают условия проживания.
Наибольшая антропогенная нагрузка на качество атмосферного воздуха наблюдается в г. Йошкар-Оле и г. Волжске, при этом в структуре выбросов загрязняющих веществ преобладали твердые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, летучие органические соединения.
За период наблюдений с 2008 по 2012 год значение комплексного индекса загрязнения атмосферы (далее - КИЗА), который характеризует общий уровень загрязнения и определяет вклад каждой примеси в общее загрязнение атмосферы города, указывает на повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Йошкар-Оле по сравнению с городами Волжск и Козьмодемьянск. В 2012 году по отношению к 2011 году значение КИЗА повысилось в г. Козьмодемьянске.
Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов является глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики республики является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).