ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2013 года N 326


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N 398


Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 года N 398 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 18 октября 2012 г., N 15102012040349) следующее изменение:

государственную программу Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ






"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 15 октября 2012 года N 398
(в редакции
постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 25 октября 2013 года N 326)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы"


Ответственный    - Департамент         экологической          безопасности,
исполнитель        природопользования и защиты населения  Республики  Марий
Государственной    Эл
программы

Соисполнители    - Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственной
программы

Участники        - органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по
Государственной    согласованию);
программы          государственное унитарное предприятие  Республики  Марий
                   Эл "Территориальный центр "Маргеомониторинг"

Подпрограммы     - "Развитие системы обращения с  отходами  производства  и
Государственной    потребления в Республике Марий Эл";
программы          "Развитие  и  использование   минерально-сырьевой   базы
                   Республики Марий Эл";
                   "Развитие водохозяйственного комплекса Республики  Марий
                   Эл";
                   "Экологическая безопасность Республики Марий Эл"

Цели             - обеспечение  экологической  безопасности  на  территории
Государственной    Республики Марий Эл;
программы          восстановление    водных    объектов    до    состояния,
                   обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни
                   населения, защита от негативного воздействия вод;
                   обеспечение  устойчивого  сбалансированного  развития  и
                   использования минерально-сырьевой базы Республики  Марий
                   Эл

Задачи           - обеспечение  экологически  безопасного   захоронения   и
Государственной    переработки отходов;
программы          ликвидация накопленных отходов, представляющих опасность
                   для  окружающей  среды  и  санитарно-эпидемиологического
                   благополучия населения республики;
                   разработка  и  реализация  единой  комплексной   системы
                   управления в сфере обращения с отходами;
                   сохранение и восстановление биологического  разнообразия
                   Республики Марий Эл;
                   строительство сооружений берегоукрепления;
                   повышение эксплуатационной  надежности  гидротехнических
                   сооружений путем их приведения в безопасное  техническое
                   состояние;
                   восстановление  и  экологическая   реабилитация   водных
                   объектов;
                   воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в  объемах,

                   превышающих их потребление

Целевые          - количество   несанкционированных   объектов   размещения
индикаторы и       твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
показатели         доля площади территории  Республики  Марий  Эл,  занятой
Государственной    особо  охраняемыми  природными  территориями  (далее   -
программы          ООПТ), в общей площади территории Республики Марий Эл;
                   доля разведанных запасов  общераспространенных  полезных
                   ископаемых  по  отношению  к   общему   объему   добытых
                   общераспространенных полезных ископаемых;
                   доля   гидротехнических   сооружений   (далее   -   ГТС)
                   республиканской  собственности  Республики   Марий   Эл,
                   приведенных в безопасное техническое состояние

Этапы и сроки    - Государственная программа реализуется в один этап.
реализации         Сроки реализации Государственной программы 2013  -  2020
Государственной    годы
программы

Объемы           - общий объем финансирования составляет 3 142  362,9  тыс.
финансирования     рублей, из них:
Государственной    2013 год - 304 657,2 тыс. рублей
программы          2014 год - 558 465,4 тыс. рублей
                   2015 год - 584 114,0 тыс. рублей
                   2016 год - 777 508,6 тыс. рублей
                   2017 год - 439 691,2 тыс. рублей
                   2018 год - 157 953,5 тыс. рублей
                   2019 год - 157 609,5 тыс. рублей
                   2020 год - 162 363,5 тыс. рублей;
                   в том числе за счет средств  федерального  бюджета  (при
                   условии выделения средств из федерального бюджета) - 627
                   328,0 тыс. рублей, из них:
                   2013 год - 26 421,0 тыс. рублей
                   2014 год - 25 368,0 тыс. рублей
                   2015 год - 87 945,0 тыс. рублей
                   2016 год - 86 120,0 тыс. рублей
                   2017 год - 98 411,0 тыс. рублей
                   2018 год - 100 140,0 тыс. рублей
                   2019 год - 99 490,0 тыс. рублей
                   2020 год - 103 433,0 тыс. рублей;
                   за  счет  средств  республиканского  бюджета  Республики
                   Марий Эл - 335 992,0 тыс. рублей, из них:
                   2013 год - 37 581,0 тыс. рублей
                   2014 год - 37 404,0 тыс. рублей
                   2015 год - 37 504,0 тыс. рублей
                   2016 год - 49 004,0 тыс. рублей
                   2017 год - 42 871,0 тыс. рублей
                   2018 год - 43 471,0 тыс. рублей
                   2019 год - 44 196,0 тыс. рублей
                   2020 год - 43 961,0 тыс. рублей;
                   за счет средств бюджетов муниципальных образований  (при
                   условии  выделения  средств  из  бюджетов  муниципальных
                   образований) - 66 666 тыс. рублей, из них:
                   2013 год - 3 431,0 тыс. рублей
                   2014 год - 6 817,0 тыс. рублей
                   2015 год - 11 095,0 тыс. рублей
                   2016 год - 10 471,0 тыс. рублей
                   2017 год - 8 949,0 тыс. рублей
                   2018 год - 8 565,0 тыс. рублей
                   2019 год - 8 146,0 тыс. рублей
                   2020 год - 9 192,0 тыс. рублей;
                   за  счет  средств  внебюджетных   источников   (средства
                   организаций,   при   условии   выделения   средств    из
                   внебюджетных источников) - 2 112 376,9 тыс.  рублей,  из
                   них:
                   2013 год - 237 224,2 тыс. рублей
                   2014 год - 488 876,4 тыс. рублей
                   2015 год - 447 570,0 тыс. рублей
                   2016 год - 631 913,6 тыс. рублей
                   2017 год - 289 460,2 тыс. рублей
                   2018 год - 5 777,5 тыс. рублей
                   2019 год - 5 777,5 тыс. рублей

                   2020 год - 5 777,5 тыс. рублей

Ожидаемые        - ликвидация несанкционированных объектов размещения ТБО;
результаты         уменьшение негативного воздействия хозяйственной и  иной
реализации         деятельности на компоненты природной среды;
Государственной    сохранение     и     воспроизводство     биологического,
программы          ландшафтного   разнообразия   путем   организации   ООПТ
                   республиканского значения;
                   повышение экологической культуры  населения  посредством
                   расширения  информированности  населения   о   состоянии
                   окружающей  среды  и  мерах  по   сохранению   природных
                   объектов,  привлечения  к   мероприятиям   экологической
                   направленности;
                   улучшение экологического состояния рек;
                   снижение риска аварий ГТС;
                   достижение  превышения  количества  разведанных  запасов
                   общераспространенных  полезных  ископаемых   над   общим
                   объемом их потребления;
                   увеличение государственного фонда недр

     

I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Одним из ключевых направлений развития республики является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие республики могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Государственная программа Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и недропользования на территории Республики Марий Эл, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Республики Марий Эл от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр республики.

Экологические проблемы Республики Марий Эл типичны для многих регионов России: нерешенные вопросы утилизации, переработки, повторного использования отходов производства и потребления, деградация почвенного покрова (эрозия, заболачивание, засоление почв, замусоривание), рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. Наибольшую опасность воздействия на объекты инфраструктуры оказывает активность проявления опасных экзогенных геологических процессов (овражная эрозия, абразионно-оползневые и карстово-суффозионные процессы), проблема подтопления жилой и промышленной застройки подземными водами первого от поверхности водоносного горизонта.

Анализ состояния окружающей среды в Республике Марий Эл, по данным природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества.

Для Республики Марий Эл характерна проблема обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы). Существующая система сбора, хранения, транспортировки и утилизации отходов несовершенна и приводит к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами являются:

изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, несвойственных прежней структуре потребления;

устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к их несанкционированному размещению в окружающей среде.

По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году", в 2011 году в Республике Марий Эл образовалось около 786,0 тыс. тонн отходов, из них твердых бытовых отходов - 73,0 тыс. тонн (в Приволжском федеральном округе - 162 762,4; Российской Федерации - 4 303 320,0; Республике Мордовия - 1 526,0; Удмуртской Республике - 1 152,0; Кировской области - 1 437,0; Нижегородской области - 2 669,0; Самарской области - 5 507,0 тыс. тонн отходов).

В Республике Марий Эл в 2011 году использовано и обезврежено 89,4 процента образовавшихся отходов (в Приволжском федеральном округе - 54,6 процента, Российской Федерации - 46,3 процента, Республике Мордовия - 55,3 процента, Удмуртской Республике - 63,6 процента, Кировской области - 100,1 процента, Нижегородской области - 81,1 процента, Самарской области - 69,6 процента).

Источниками образования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Республики Марий Эл являются организации, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, население республики.

Для сбора ТБО в республике в настоящее время используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий населенных пунктов собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки), и затем доставляются спецавтотранспортом на объекты захоронения.

Охват населения услугой по сбору и вывозу ТБО составляет около 66 процентов от общего количества проживающего населения. Обслуживаются только 456,8 тыс. человек из 692,4 тыс. человек. Причем большая часть обслуживаемого населения проживает в городских округах республики.

Всего для приема и захоронения отходов в республике имеются 19 полигонов ТБО и полигон промышленных отходов научно-производственного кооператива "Эколог". Производственная мощность большинства полигонов ТБО закончится в ближайшие 2 - 3 года. Технологии захоронения часто не соблюдаются, что приводит к возникновению пожаров на полигонах и экологическим проблемам. Таким образом, остро стоит вопрос строительства новых, современных объектов захоронения ТБО.

В республике функционирует один мусоросортировочный комплекс - в г. Йошкар-Оле. На остальной территории республики сортировка отходов не осуществляется. Необходимо строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций.

В настоящее время в республике отсутствует действенный механизм учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, не разработана региональная схема обращения с отходами, что не позволяет создать единую эффективную систему обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл.

Серьезной проблемой является утилизация иловых осадков очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы.

Существует проблема обращения с отходами в части осветительных устройств, электрических ламп (ртутьсодержащих), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В воздушный бассейн городов с выбросами промышленных предприятий, транспорта и других источников загрязнения поступают тысячи тонн загрязняющих веществ, которые оказывают неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, ухудшают условия проживания.

Наибольшая антропогенная нагрузка на качество атмосферного воздуха наблюдается в г. Йошкар-Оле и г. Волжске, при этом в структуре выбросов загрязняющих веществ преобладали твердые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, летучие органические соединения.

За период наблюдений с 2008 по 2012 год значение комплексного индекса загрязнения атмосферы (далее - КИЗА), который характеризует общий уровень загрязнения и определяет вклад каждой примеси в общее загрязнение атмосферы города, указывает на повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Йошкар-Оле по сравнению с городами Волжск и Козьмодемьянск. В 2012 году по отношению к 2011 году значение КИЗА повысилось в г. Козьмодемьянске.

Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов является глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики республики является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»