ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 года N 414
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N 387
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 года N 387 "О государственной программе Республики Марий Эл "Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 9 октября 2012 г., N 08102012040338) следующее изменение:
государственную программу Республики Марий Эл "Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 8 октября 2012 года N 387
(в редакции постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 20 декабря 2013 года N 414)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"
Ответственный - Министерство культуры, печати и по делам национальностей
исполнитель Республики Марий Эл
Государственной
программы
Соисполнители - отсутствуют
Государственной
программы
Участники - государственные учреждения Республики Марий Эл,
Государственной находящиеся в ведении Министерства культуры, печати и по
программы делам национальностей Республики Марий Эл;
общественные объединения, учреждения культуры,
образовательные организации и иные организации независимо
от их организационно-правовой формы и формы собственности
(по согласованию)
Подпрограммы - "Этнокультурное развитие, межнациональные и
Государственной межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл"
программы
Цели - укрепление единства многонационального народа Российской
Государственной Федерации (российской нации);
программы содействие укреплению гражданского единства и
гармонизации межнациональных отношений;
содействие этнокультурному и языковому многообразию
народов России и Республики Марий Эл;
мониторинг межнациональных отношений в Республике Марий
Эл;
профилактика межнациональных и межконфессиональных
конфликтов в Республике Марий Эл
Задачи - создание условий для реализации творческих инициатив,
Государственной проектов и мероприятий в области этнокультурного развития
программы национальными общественными объединениями,
национально-культурными автономиями, творческими
коллективами и организациями в Республике Марий Эл;
оказание содействия этнокультурным сообществам в
реализации права на этнокультурное
(национально-культурное) самоуправление и развитие;
сохранение и развитие форм сотрудничества между
национальными общественными объединениями,
национально-культурными автономиями в Республике Марий Эл
и органами государственной власти Республики Марий Эл;
создание условий для реализации проектов в области
марийского языка, направленных на его развитие,
расширение использования, улучшение качества изучения;
создание условий для реализации специализированных
проектов и мероприятий по сохранению и популяризации
народных календарно-обрядовых обычаев, традиций и
праздников;
создание условий для реализации проектов и мероприятий в
области этнической культуры;
реализация специализированных
информационно-просветительских проектов по пропаганде
культурного разнообразия, толерантных социокультурных
установок;
создание условий для проведения юбилейных и праздничных
мероприятий, имеющих этнокультурное значение;
создание условий для проведения совместных мероприятий
национальных общественных объединений,
национально-культурных автономий в Республике Марий Эл;
создание условий для укрепления межрегионального
сотрудничества в области этнокультурных и межнациональных
отношений;
проведение этносоциологических исследований и мониторинга
ситуации в области межнациональных и межконфессиональных
отношений;
научное, аналитическое и методическое обеспечение
реализации Государственной программы и в целом
государственной национальной политики Республики Марий Эл
Целевые - доля граждан, положительно оценивающих состояние
индикаторы межнациональных отношений, в общем числе жителей
и показатели Республики Марий Эл;
Государственной доля граждан, положительно оценивающих состояние
программы межконфессиональных отношений, в общем числе жителей
Республики Марий Эл;
уровень толерантного отношения к представителям другой
национальности;
количество общественно резонансных конфликтов на
межнациональной и межрелигиозной почве в Республике Марий
Эл (по результатам мониторинга печатных средств массовой
информации, отчетам органов исполнительной власти
Республики Марий Эл и администраций муниципальных
образований в Республике Марий Эл);
численность участников проектов и мероприятий,
реализуемых в рамках Государственной программы;
доля национальных общественных объединений,
национально-культурных автономий в Республике Марий Эл,
участвующих в реализации этнокультурных и межнациональных
проектов и мероприятий;
количество консультативных, обучающих и
научно-практических мероприятий в области этнокультурного
развития и межнациональных отношений;
количество республиканских информационно-просветительских
проектов в области этнокультурного развития и
межнациональных отношений
Этапы и сроки - Государственная программа реализуется в один этап. Сроки
реализации реализации Государственной программы 2013 - 2020 годы
Государственной
программы
Объемы - объем финансирования мероприятий Государственной
финансирования программы составит 39 594,3 тыс. рублей за счет средств
Государственной республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том
программы числе:
2013 год - 3 400,0 тыс. рублей
2014 год - 4 000,0 тыс. рублей
2015 год - 3 720,0 тыс. рублей
2016 год - 3 760,0 тыс. рублей
2017 год - 4 888,2 тыс. рублей
2018 год - 5 098,8 тыс. рублей
2019 год - 5 304,1 тыс. рублей
2020 год - 9 423,2 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при
формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл
на очередной финансовый год и плановый период
Ожидаемые - реализация Государственной программы приведет к
результаты достижению следующих конечных результатов к концу 2020
реализации года:
Государственной доля граждан, положительно оценивающих состояние
программы межнациональных отношений, в общем числе жителей
Республики Марий Эл составит 65 процентов;
доля граждан, положительно оценивающих состояние
межконфессиональных отношений, в общем числе жителей
Республики Марий Эл составит 64 процента;
уровень толерантного отношения к представителям другой
национальности составит 85 процентов;
количество общественно резонансных конфликтов на
межнациональной и межрелигиозной почве в Республике Марий
Эл (по результатам мониторинга печатных средств массовой
информации, отчетам органов исполнительной власти
Республики Марий Эл и администраций муниципальных
образований в Республике Марий Эл) составит 0 единиц;
численность участников проектов и мероприятий,
реализуемых в рамках Государственной программы, составит
не менее 15,0 тыс. человек в год;
доля национальных общественных объединений,
национально-культурных автономий в Республике Марий Эл,
участвующих в реализации этнокультурных и межнациональных
проектов и мероприятий, составит 35 процентов;
количество консультативных, обучающих и
научно-практических мероприятий в рамках реализации
Государственной программы составит не менее 4 проектов в
год;
количество республиканских информационно-просветительских
проектов в области этнокультурного развития и
межнациональных отношений составит не менее 2 проектов в
год
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
Государственная программа Республики Марий Эл "Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) направлена на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Марий Эл, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей, на создание в Республике Марий Эл максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, обеспечения их полноправного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.
В Республике Марий Эл проживают представители более 50 национальностей. Среди них русские составляют 47,4 процента, марийцы - 43,9 процента, татары - 5,8 процента, другие национальности: чуваши, удмурты, мордва, украинцы и др. - 2,9 процента. Большую часть сельского населения составляют марийцы.
По данным переписи населения 2010 года, в Республике Марий Эл проживает лишь около половины от общей численности марийского народа. Наиболее крупные по численности места компактного проживания марийского народа на территории Приволжского федерального округа, в Республике Башкортостан (103,6 тыс. человек), Республике Татарстан (18,9 тыс. человек), Удмуртской Республике (8,0 тыс. человек), Кировской (29,6 тыс. человек) и Нижегородской (6,4 тыс. человек) областях, в Пермском крае (4,1 тыс. человек), а также на территории Уральского федерального округа - в Свердловской области (23,8 тыс. человек).
Учитывая сложившиеся условия, Республика Марий Эл остается единственным регионом, где имеется отсутствующий в других регионах уникальный духовный, интеллектуальный, институциональный потенциал в сфере марийской культуры, образования, литературы, науки, издательской деятельности и средств массовой информации.
Государственными языками в Республике Марий Эл являются марийский (горный и луговой) и русский. Их государственный статус утвержден Конституцией Республики Марий Эл. Закон Республики Марий Эл от 26 октября 1995 года N 290-III "О языках в Республике Марий Эл" провозглашает равноправие языков и языковые права граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. В то же время до сих пор четко не определены механизмы выполнения этих гарантий как в отношении марийского языка и языков национальных меньшинств.
Решение вопросов, прямо или косвенно затрагивающих сферу развития межнациональных отношений, находится в ведении нескольких органов исполнительной власти Республики Марий Эл, среди которых:
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (этнокультурные мероприятия и проекты, поддержка народного творчества и национально-культурных центров и автономий, печатных и электронных средств массовой информации, культурные связи с населением в местах компактного проживания марийского народа за пределами Республики Марий Эл, аналитическая работа);
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (обеспечение этнокультурных и языковых образовательных потребностей обучающихся в рамках прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл; преподавание и использование родных языков в обучении в общеобразовательных организациях; межрегиональное сотрудничество в сфере образования с муниципальными образовательными организациями в местах компактного проживания марийского народа за пределами Республики Марий Эл, образовательные программы патриотического воспитания молодежи и воспитания толерантного сознания; работа с молодежными организациями).
В связи с этнодемографическими особенностями населения сельской местности косвенное отношение к развитию ситуации в сфере межнациональных отношений имеет также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в части развития инфраструктуры и экономики села.
Функции по реализации проектов и планов мероприятий по совершенствованию и развитию межнациональных отношений и межнациональному сотрудничеству в Республике Марий Эл, координации деятельности в данной сфере возложены на Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Также при Правительстве Республики Марий Эл создан ряд совещательных органов:
Совет при Главе Республики Марий Эл по взаимодействию с религиозными объединениями, образованный Указом Главы Республики Марий Эл от 26 октября 2011 года N 94;
Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл, образованная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 апреля 1998 года N 138;
Комиссия по государственным языкам Республики Марий Эл при Правительстве Республики Марий Эл, образованная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 сентября 2003 года N 296.
Работу по сохранению и развитию национальных культур коренных народов Республики Марий Эл осуществляют учреждения культуры:
государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл "Республиканский центр марийской культуры";
государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл "Республиканский центр русской культуры";
государственное автономное учреждение культуры Республики Марий Эл "Республиканский центр татарской культуры".
Государственная национальная политика является неотъемлемой частью внутренней политики многонационального федеративного государства.
Межнациональные и межконфессиональные отношения, как и все общественные отношения в развивающемся, модернизирующемся государстве, находятся в постоянной динамике. Внимание к этим изменениям имеет особую актуальность в связи с особенностями этнокультурного развития нашей страны и ее регионов, современной этнополитической ситуацией, а также современными задачами государственного строительства в Российской Федерации.
Смена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональных, этнических и религиозных идентичностей, корыстное использование этнических, религиозных и культурных традиций, объединяемых в понятии "этнокультурные традиции народов России", становятся подчас не фундаментом многонационального единства, а причинами нестабильности государства и разобщенности общества.
Помимо этого, на рубеже XX - XXI вв., особенно в контексте активизации террористической и экстремистской деятельности, стало очевидно, что этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности (что зафиксировано и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года), а традиционные формы духовности и национальной культуры - основанием общероссийской идентичности. Игнорирование государством развития процессов в сфере этнокультурных, межнациональных, этноконфессиональных и межконфессиональных отношений, отсутствие системы мониторинга и прогнозирования этнополитических и религиозно-политических конфликтов, механизмов стимулирования государством позитивных изменений в данной сфере является стратегической недооценкой мировой тенденции усиления социально-политической и социокультурной роли религиозных и этнических традиций.