ПОКАЗАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В 1990-2011 ГГ.
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2011 | |
Коэффициент естественного прироста (на 1000 чел. населения) | 12,7 | 3,1 | 0,1 | 1,5 | 4,5 |
коэффициент миграционного прироста (на 1000 чел. населения) | 0 | -7,0 | -6,8 | -5,7 | -12,1 |
________________
<5> - Аналитический бюллетень/ Электроэнергетика: Тенденции и прогнозы. Вып. N 5-М., РИАНОВОСТИ. - С. 25.
Население в трудоспособном возрасте составляет 179,0 тыс. человек или 62,4% в общей численности населения республики (официальные данные на начало 2012 г.). С 2005 года численность трудоспособного населения республики уменьшилась на 6,4 тыс. чел. (2,9%). Численность экономически активного населения (ЭАН) в последние годы (2008-2012 гг.) сокращалась и в 2012 году составила 145,3 тыс. человек. Уровень экономической активности населения республики - 67,3%. Уровень общей безработицы в Республике Калмыкия традиционно высок (в 2012 г. - 13,1%).
В составе занятого населения лица с высшим образованием составляют 33,2%, что больше, чем в среднем по РФ (29,3%). В то же время относительно меньше работников с начальным и средним профессиональным образованием: 14,2% и 24,5% соответственно против 26,9% и 19,5%. Аналогично состав безработных в республике по уровню образования также отличается от среднего по РФ: выше доля лиц с высшим и полным средним образованием, напротив, удельный вес граждан с базовым общим образованием и начальным профессиональным - ниже. Это означает, что возможным препятствием реализации масштабных инвестиционных проектов может стать нехватка кадров рабочих специальностей.
Организационная инфраструктура поддержки инвестиций.
Организационное звено благоприятного инвестиционного климата представлено технологической и финансовой инфраструктурой инвестиционного процесса, системами информационного и кадрового обеспечения хозяйственной деятельности.
В Республике Калмыкия функционируют несколько организаций и объединений, образующих инфраструктуру поддержки инвестиций (рис. 1.1.7), вместе с тем необходимо отметить, что уровень развития данной инфраструктуры еще не достиг высокого функционального уровня. Так, по данным Правительства Республики Калмыкия в 2012 году господдержка из средств "Автономного учреждения Республики Калмыкия "Центр развития предпринимательства"" была оказана 165-ти предпринимателям: 142 из них получили микрокредиты (микрозаймы) на общую сумму 94 млн. руб., 5 чел. - гарантии на общую сумму 15 млн. руб.
┌═════════════════════════════════‰
│Правительство Республики Калмыкия│
└══════════════════┬══════════════…
│
┌═════════════════════════┴════════════════════════════‰
│Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия │
└═════════════════════════┬════════════════════════════…
│
┌════════════════════════════‰ │ ┌════════════════════════════‰
│Структуры профессионального │ │ │ Совет по улучшению │
│ образования (КалмГУ, ├════┼════┤инвестиционного климата при │
│ учреждения СПО) │ │ │ Главе (с марта 2013 г.) │
└════════════════════════════… │ └════════════════════════════…
│
┌════════════════════════════‰ │ ┌════════════════════════════‰
│ Автономное учреждение │ ├════┤ Инвестиционный фонд РК │
│ Республики Калмыкия │ │ │ (с декабря 2012 г.) │
│ "Центр развития ├════┤ └════════════════════════════…
│ предпринимательства" │ │
└════════════════════════════… │ ┌════════════════════════════‰
│ │ Центр кластерного развития │
├════┤ РК (при Минсельхозе РК) │
│ │ (с августа 2013 г.) │
│ └════════════════════════════…
│
┌════════════════════════════┴══════════════‰
│Предприятия, организации, внешние инвесторы│
└═══════════════════════════════════════════…
Рис. 1.1.6. Организационная инфраструктура поддержки инвестиционного процесса в Республике Калмыкия
На сегодня не сформированы или находятся в стадии разработки специфические институты малого инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды и пр.). Система кадрового обеспечения страдает из-за отсутствия внятной региональной стратегии развития образования и слабости взаимодействия между бизнесом и образовательной средой.
Эффективность работы инвестиционной инфраструктуры региона "сдерживается" ее фрагментарностью, отсутствием системообразующих предпосылок. Более того, следует подчеркнуть, что современное состояние системы поддержки инвестиционного процесса в республике предусматривает выполнение его следующих стратегически важных функций лишь в ограниченных масштабах:
- согласования краткосрочных и долгосрочных целей;
- анализа текущего состояния инвестиционной сферы и предпосылок ее функционирования;
- разработки механизмов достижения целей;
- реализации поставленных целей и задач;
- оперативного мониторинга реализуемых мер и оценки их эффективности;
- возможности внесения корректив при выявлении несоответствий или отклонений при реализации мер поддержки.