МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СТЕПЕНИ СВЯЗАННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ ПО БАЗОВЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИИ
1:Сельское хозяйство | 2:Торговля | 3:Образование | 4:Промышленность | 5:Транспорт и связь | 6:Строительство | 7:Гостиницы и рестораны | |
1:Сельское хозяйство | 1:Сельское хозяйство | Для развития связи отраслей необходимо развитие с/х переработки | Для развития связи отраслей необходимо развитие агро-туризма | ||||
2:Торговля | 2:Торговля | ||||||
3:Образование | 3:Образование | Для развития связи отраслей необходима подготовка кадров для нужд промышленности | Для развития связи отраслей необходима подготовка кадров в областях туризма и рекреации | ||||
4:Промышленность | Для развития связи отраслей необходимо развитие с/х переработки | Для развития связи отраслей необходим заказ со стороны предприятий промышленности на подготовку кадров | 4:Промышленность | Для развития связи отраслей необходимо развитие промышленности стройматериалов | Для развития связи отраслей необходимо развитие промышленности стройматериалов | ||
5:Транспорт и связь | 5:Транспорт и связь | ||||||
6:Строительство | Для развития связи отраслей необходимо развитие промышленности стройматериалов | 6:Строительство | Для развития связи отраслей необходимо развитие агро-туризма | ||||
7:Гостиницы и рестораны | Для развития связи отраслей необходимо развитие агротуризма | Для развития связи отраслей необходима подготовка кадров в областях туризма и рекреации | Для развития связи отраслей необходимо развитие агротуризма | Для развития связи отраслей необходимо развитие агро-туризма | 7:Гостиницы и рестораны | ||
Устойчиво связаны - | |||||||
Связаны - | |||||||
Слабо связаны - | |||||||
Не связаны - |
3. Наблюдаемая корреляция отраслей строительства, торговли, транспорта и связи обусловлена подъемом в сфере строительства (потребность в стройматериалах, формируемая как со стороны юридических лиц, так и граждан, участвующих в системах ипотечного кредитования и долевого строительства, стимулирует сферу торговли, которая, в свою очередь, катализирует отрасли транспорта и связи, с ориентацией на ввоз (импорт) стройматериалов;
4. Зафиксированная в настоящее время автономность гостиниц и ресторанов по отношению к остальным отраслям Республики Калмыкия объясняется их сравнительно небольшими объемами развития (всего 0,2%) и, как следствие, минимальным спросом этой отрасли на продукцию остальных отраслей.
Более того, территориальная кластеризация базовых отраслей Республики Калмыкии по 14 районам показала следующую группировку инвестиционной привлекательности основных РМО:
- Кластер N 1 - связанные между собой Городовиковский, Ики-Бурульский, Кетченеровский, Лаганский, Малодербетовский, Октябрьский, Приютненский, Целинный, Юстинский, Яшалтинский, Яшкульский районы (основные сферы - животноводство, растениеводство, рыболовство, туризм);
- Кластер N 2 - Сарпинский район (животноводство и растениеводство; локализация этой территории объясняется сателлитным положением с. Садового по отношению к г. Волгограду);
- Кластер N 3 - Черноземельский район (локализация этой территории объясняется высокой производственной концентрацией района в добыче минерального сырья, с сохранением животноводства и растениеводства);
- Кластер N 4 - г. Элиста (локализация города Элисты объясняется ведущим положением столицы как центра инвестиционной привлекательности региона).
Как отмечается в Концепции социально-экономического развития до 2015 года, в среднесрочной перспективе, с целью будущей сбалансированности хозяйственного комплекса Республики Калмыкия, в рамках развития кластерной политики, предполагается создание следующих инновационно-ориентированных кластеров:
1. Животноводческого (Кетченеровский, Яшкульский, Малодербетовский районы);
2. Растениеводческого (Городовиковский, Яшалтинский районы);
3. Рыбоперерабатывающего (Лаганский район);
4. Нефтегазового (Черноземельский, Лаганский районы);
5. Энергетического (Приютненский район);
6. Производственного (промышленность строительных материалов) (Ики-Бурульский, Яшкульский районы);
7. Туристско-рекреационного (Юстинский, Яшалтинский, Лаганский районы).
Таким образом, к сожалению, текущее кластерное деление территории Республики Калмыкии организационно не отражает заявленных ранее мер кластеризации региона, является крайне неоптимальным и не иллюстрирует явных сдвигов в реализуемых мерах государственного воздействия.