Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ

7. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ЭО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


Региональный сегмент общей модели системы ЭО строится на единой, централизованной программно-аппаратной платформе, обеспечивающей использование электронных ресурсов и сервисов для образовательного процесса, эффективную социализацию обучающихся и удовлетворение образовательных потребностей участников образовательных отношений, охватывает всех их и других заинтересованных лиц.

Общая модель регионального сегмента ЭО обеспечивает интеграцию, стандартизацию и унификацию функций для решения задач и достижения целей образования.

Общим модельным принципом реализации регионального сегмента ЭО и ДОТ является стандартизация информационной образовательной среды для создания образовательных сервисов и площадок взаимодействия участников образовательных отношений, сокращения сроков формирования и запуска качественных образовательных ресурсов, обеспечения безопасности быстрого поиска и использования информации, необходимой для образовательной и управленческой деятельности.

Базой для формирования ядра регионального сегмента ЭО служат технологические платформы образовательных организаций высшего образования, региональное хранилище цифровых образовательных ресурсов, региональные базы данных в системе образования, информационные образовательные ресурсы Республики Башкортостан и другие информационные системы.

При создании регионального сегмента ЭО планируется информационное взаимодействие с внешними информационными системами федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, образовательных организаций, экспертных сообществ, формирующих интегрированную информационную среду в системе образования.

Для развития ЭО нужны разработка и утверждение технического проекта, определяющего требования к программным и информационным компонентам системы, необходимым аппаратным средствам, форматам взаимодействия, техническим параметрам контента и оценке его качественного наполнения, а также к базам данных, физическим характеристикам компонент-системы и интерфейсам.

Региональный сегмент ЭО охватывает три уровня управления в системе образования: муниципальный, региональный и институциональный. Для каждого уровня в техническом проекте закрепляются сервисы, реализуемые информационными системами, определяются основные требования к реализации сервисов. По каждому сервису определяются требования к реализации: форматы данных, протоколы и правила интеграции систем.

В техническом проекте закрепляется выделение сервисов, используемых всеми уровнями управления и подсистемами ЭО, в класс "централизованных" с их интеграцией с федеральными системами и доступом к ним подсистем всех уровней регионального сегмента ЭО.

Определяющими факторами разработки общей модели регионального сегмента ЭО при выполнении работ по созданию проекта являются следующие принципы:

подключение участников образовательных отношений к федеральному сервису "Личный кабинет" и реализация его функций на региональном уровне;

создание инфраструктуры для публикации открытых данных, в том числе в формате связанных данных;

интеграция всех подсистем ЭО с федеральными централизованными сервисами на основании публично доступных регламентов и протоколов взаимодействия, разработанных в соответствии с требованиями системного проекта построения ЭИОС в Российской Федерации;

реализация сервисов, обеспечивающих доступ участникам образовательных отношений к контенту на различных уровнях регионального сегмента ЭО по общим правилам и протоколам обмена информацией и на общих для всех пользователей технических условиях в соответствии с требованиями федерального сегмента.

Решения о реализации технической общей модели системы ЭО принимаются на этапах ее проектирования и эксплуатации.

При проектировании и разработке системы ЭО региона необходимо соблюдать принципы создания технической архитектуры, определенные федеральной концепцией единой информационной образовательной среды.

Интеграция регионального сегмента ЭО с внешними информационными системами позволит перейти к реализации современных подходов к управлению информационными потоками, а также создаст предпосылки для формирования внутренней корпоративной сети системы образования Республики Башкортостан, повысит эффективность управления этой системой.

В соответствии с принципами, принятыми на федеральном уровне управления, региональный сегмент системы ЭО будет состоять из закрытой и открытой частей.

В открытой части предусматривается публичный информационный ресурс, предполагающий свободный доступ к нормативному правовому обеспечению, статистической и аналитической информации в системе образования Республики Башкортостан. Источником сведений, размещаемых в открытой части портала, станет информация, хранение и обработка которой осуществляются в подсистемах ЭИОС региона.

Закрытая часть состоит из "личных кабинетов", которые доступны пользователям, обладающим соответствующими полномочиями и имеющим личные пароли или сертификаты ключей электронной подписи. Закрытая часть является единой точкой доступа пользователей к функциям системы ЭО в рамках пользовательской роли.