РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 февраля 2011 года N 44-р
[О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 октября 2017 года на основании распоряжения Правительства РК от 04.10.2017 N 448-р.
____________________________________________________________________
(в редакции распоряжения Правительства Республики Коми от 25.08.2015 N 338-р)
В целях создания условий для перехода к инновационному сценарию развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми, обеспечения устойчивого экономического и социального развития Республики Коми:
1. Одобрить Концепцию развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Министерству экономического развития Республики Коми, органам исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми при планировании и осуществлении мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности руководствоваться положениями Концепции.
4. Контроль за реализацией настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере науки и инновационной политики.
(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 25.08.2015 N 338-р)
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти Республики Коми, является активизация инновационной деятельности в регионе, формирование эффективной региональной инновационной системы. Эффективное использование научного потенциала должно обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие и служить улучшению качества жизни каждого жителя Республики Коми.
Инновационная деятельность, имея такие особенности, как отдаленность и неопределенность результатов, высокие риски, слабее поддается рыночному регулированию и потому нуждается в государственной поддержке. Это делает необходимым предпринимать органам исполнительной власти Республики Коми определенные действия, дополняя рыночные механизмы управления государственными и привлекая к данной работе все заинтересованные стороны.
В разработке Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) приняли участие представители всех органов исполнительной власти Республики Коми, представители бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, ученые, жители республики. Это позволило рассмотреть существующие проблемы с различных точек зрения и выработать максимально приемлемые механизмы их решения.
Основной целью разработки Концепции является определение путей и механизмов обеспечения развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми.
Концепция разработана с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми в сфере инновационной деятельности и является их логическим развитием.
Регулирование вопросов развития инновационной деятельности осуществляется с учетом:
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";
Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 года N Пр-576;
Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2475п-П7;
Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г. (протокол N 1);
Применяемые в Концепции термины используются в следующих значениях.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. При этом минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики организаций, что включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые организации создали первыми и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других организаций.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Кроме того, инновационной деятельностью признается деятельность, направленная на освоение в производстве и (или) практическое применение новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.
Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих и осуществляющих свою деятельность в процессе создания и реализации инновационной продукции.
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок нового вида продукции, технологического процесса с целью получения прибыли или иного общественно полезного эффекта.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления и развития инновационной деятельности.
Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность и (или) содействующие ее осуществлению, в том числе:
1) организации и физические лица, осуществляющие создание и использование инноваций;
2) технопарки, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, центры трансфера технологий, иные специализированные субъекты инновационной деятельности, содействующие созданию и распространению инноваций;
3) инвесторы, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;
4) собственники (правообладатели) и создатели (авторы) объектов интеллектуальной собственности, разрабатываемых, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;
5) организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере консалтинга, маркетинга, образования, информационного и кадрового обеспечения, сертификации, инжиниринга, финансового лизинга.
Центр трансфера технологий - структурное подразделение организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, которое обеспечивает коммерциализацию интеллектуального продукта, полученного в результате инновационной деятельности.
Технопарк - специализированный научно-производственный территориальный комплекс, на базе которого создаются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг. Технопарк может быть юридическим лицом или структурным подразделением высшего учебного заведения, научного центра (научной организации), промышленного предприятия.
Венчурные инвестиции - вложения денежных средств, в том числе в виде акционерного капитала, в быстрорастущие высокотехнологичные инновационные предприятия.
В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно. В силу естественно-природных и исторических причин республика является преимущественно пользователем инноваций, полученных извне, и характеризуется недостаточной наукоемкостью производства.
Инновационная активность организаций в республике в 2007 - 2009 годах была незначительна, а в 2009 году отмечено ее заметное снижение, в условиях финансового кризиса и спада производства организации меньше уделяют внимания внедрению на рынке инновационных продуктов, услуг, процессов и способов производства. Так, число организаций, осуществляющих инновационную деятельность в 2009 году, сократилось по сравнению с 2008 годом на 40% и составило 15 единиц. При этом технологические инновации осуществляли 14 организаций. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, в 2009 году не осуществляли инновационную деятельность организации, занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева, издательской и полиграфической деятельностью, деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Как и ранее традиционно активно внедряли инновации организации, занимающиеся добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, текстильным и швейным производством, производством пищевых продуктов, нефтепродуктов, бумаги, очисткой и распределением воды.
В 2008 году по доле организаций, осуществлявших технологические инновации, Республика Коми была на 27 месте среди субъектов Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе на 4 месте. Лучше, чем в республике, ситуация складывалась в г. Санкт-Петербурге (максимум), Новгородской и Вологодской областях. В 2009 году отмечается снижение уровня инновационной активности предприятий (с 9,7% в 2008 году до 6,3% в 2009 году), что сдерживает технологические преобразования в республике.
Затраты организаций на технологические инновации в 2009 году составили 632 млн. рублей и снизились по сравнению с 2008 годом на 16%. При этом основным источником финансирования инновационной деятельности являлось самофинансирование. В 2009 году за счет собственных средств организаций было профинансировано 79% всех затрат на технологические инновации. В 2009 году заметно изменилась направленность инновационной деятельности: если в 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись на приобретение программных средств (37% всех затрат), то в 2009 году на первый план выступили исследование и разработка новых продуктов, услуг и производственных процессов (43%, в 2008 году - только 19%). Сохраняется высоким удельный вес расходов на приобретение машин и оборудования (28% по итогам 2009 года). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%, что создает ограничение развития инновационной деятельности и, следовательно, снижает рост объемов производства, производительность труда и конкурентоспособность продукции.
Выпуск инновационной продукции в 2009 году существенно сократился и составил 1,4 млрд. рублей (13% от уровня 2008 года). Такое значительное сокращение инновационной продукции, в первую очередь, связано с завершением трехлетнего периода с начала выпуска инновационной продукции в организациях по производству нефтепродуктов. Соответственно сократилась и доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров в целом по обследованным организациям (с 4,7% в 2008 году до 0,6% в 2009 году).
Крайне слабо развита в республике инфраструктура поддержки инновационной деятельности, что препятствует формированию конкурентной среды и развитию предпринимательской инициативы.
В настоящее время отдельные функции инновационной инфраструктуры выполняют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые не адаптированы к потребностям инновационно-активных организаций и не обеспечивают необходимый для развития инновационной деятельности спектр услуг.
Кроме того, организациям инновационной инфраструктуры в республике сложно функционировать без государственной поддержки.
Таким образом, в целом республика характеризуется невысокой инновационной активностью и во многом это объясняется рядом сдерживающих развитие инновационной деятельности факторов, таких как:
1) недостаток у организаций собственных средств на инновации;
2) низкий инновационный потенциал организаций;
3) высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций;
4) неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
5) недостаток высококвалифицированных кадров для ведения инновационной деятельности;
6) недостаток инвестиционного и венчурного капитала;
7) неразвитость инновационной инфраструктуры;
8) низкий уровень развития конкурентных рынков;
9) слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом.
Ситуацию в сфере развития инновационной деятельности в разрезе отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми можно охарактеризовать следующим образом.
В условиях сохранения сырьевой направленности нефтегазового комплекса республики, внедрение современных технологий в основном сосредоточено на добыче углеводородного сырья. При этом возможность в полной мере проводить инновационную политику по развитию добывающих мощностей является прерогативой вертикально-интегрированных и средних компаний. Малые компании нефтегазовой отрасли, как правило, имеют мелкие с трудноизвлекаемыми запасами месторождения, что увеличивает их затраты на производство добычи нефти и ограничивает внедрение новых технологий.
Развитие инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли определено ситуацией дефицита инвестиций. Поэтому создание перерабатывающих производств с получением высококачественной продукции, развитие воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, вовлечение в разработку новых месторождений и залежей углеводородного сырья осложнено большими капиталовложениями и повышенными требованиями к экологическим вопросам освоения месторождений полезных ископаемых и безопасности создаваемых производств.
Так же как и нефтегазовый, современный горнорудный комплекс Республики Коми характеризуется как имеющий сырьевую направленность при отсутствии производств по глубокой переработке горнорудного сырья. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что, во-первых, вертикально-интегрированные компании, являющиеся собственниками и недропользователями месторождений бокситов, марганцевой руды, золота имеют современные и рентабельные перерабатывающие производства в различных регионах России и поэтому рассматривают месторождения республики именно как поставщиков дешевого и высококачественного сырья для поддержания стартовых этапов имеющихся технологических и производственных цепочек. Во-вторых, создание новых перерабатывающих производств на базе вовлечения в промышленный оборот новых месторождений полезных ископаемых осложнено большими капиталовложениями в проведение геологического доизучения и доразведки месторождений, обоснование промышленной значимости запасов, получение лицензии на право пользования недрами, создание транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, организацию добычи и переработки минерального сырья.
В угольной промышленности Республики Коми, как и в других ее отраслях, отмечается отсутствие эффективно функционирующей системы развития инновационной деятельности, особенно в части создания и применения новых техники и технологий, позволяющих интенсифицировать производственные процессы и безаварийную работу угольных предприятий. Тем не менее, на некоторых предприятиях угольной промышленности отмечается внедрение высокопроизводительного горно-шахтного оборудования, систем управления, программ безопасности труда и производства, а также прогрессивных систем разработки угольных пластов, позволяющих улучшить технико-экономические показатели работы горных предприятий.
Развитие инновационной деятельности в сфере недропользования в Республике Коми практически отсутствует. Технологии ведения геологоразведочных работ и добычных работ не изменяются. Однако внедрение новой техники в производственные процессы все же наблюдается. Это приобретение иностранных компактных мобильных буровых установок, большегрузных автомобилей, использование навигационных систем и космоснимков для определения местоположения объектов недропользования, ведение мониторинга и контроля.
В сфере современного лесопромышленного комплекса республики развитие инновационной деятельности и активная техническая модернизация производства ограничены недостаточной социально-экономической эффективностью отрасли. Поэтому в настоящее время наибольшую инновационную активность проявляют предприятия, имеющие наибольшую экономическую эффективность (фанерное и целлюлозно-бумажное производство).
Низкая экономическая эффективность характерна для предприятий, функционирующих в области лесопиления и деревообработки. Такая ситуация обусловлена во многом тем, что имеющее сырьевую направленность лесопиление республики выпускает и поставляет на экспорт продукцию с низкой добавленной стоимостью, формируя основную часть стоимости за рубежом. Кроме того, в лесопилении еще достаточно широко используется оборудование, которое отличается повышенной энергоемкостью производства, слабо развито использование компьютерного оборудования для автоматической сортировки древесного сырья и получаемых пиломатериалов, высока доля ручного труда на всех этапах лесопиления. Качество производимых пиломатериалов не всегда соответствует современным требованиям по геометрии, "чистоте" поверхности получаемых изделий, что также негативно отражается на их цене при продаже. Однако, несмотря на то, что большая часть механической обработки древесины все еще ограничивается выпуском обрезных пиломатериалов, тем не менее, растет количество малых и средних предприятий, которые осваивают выпуск более дорогой продукции, в частности, отделочных материалов из дерева (вагонка, доска пола) и различных столярных изделий (окон, дверей).