Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 10.11.2016)


2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении без потери юридической и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации на региональном, национальном и мировом рынках.

Потенциал развития кооперации в Алтайском крае определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, на 01.01.2015 в районах края зарегистрировано 454 тысячи личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), в пользовании у которых находится 269,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 175,3 тыс. гектаров пашни, и в собственности - 398,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 191,7 тыс. коров, 445,4 тыс. свиней, 190,4 тыс. овец и коз. Среднегодовой объем производимых ими скота и птицы в живом весе составляет 174,2 тыс. тонн, а молока - 825,3 тыс. тонн. Доля данного сектора экономики региона в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 48,6%, производства молока - 57%, мяса - 63%, картофеля и овощей - 90%. При этом, несмотря на перечисленные показатели, уровень товарности производимой личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственной продукции, остается низким (молока - 25,3%, мяса - 62,4%).

В пользовании 4423 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) находится более 1,7 млн гектаров пашни, или 25,9% площади всей пашни региона. Особенность фермерского сектора сельской экономики Алтайского края заключается в том, что доля крупнотоварных фермерских хозяйств, в пользовании которых находится более 52% общего пахотного клина, составляет всего 7% от количества зарегистрированных хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота в К(Ф)Х насчитывает 60,7 тыс. голов, в том числе 25,8 тыс. коров, из которых 8,0 тыс. голов мясных и 17,8 тыс. голов молочных пород. В 2014 году фермерскими хозяйствами края произведено 41,4 тыс. тонн молока и 8,2 тыс. тонн мяса, что соответствует 2,9% и 2,4% общего краевого объема (при уровне товарности молока - 75%, мяса - 86,9%).

В целом доля сельскохозяйственной продукции, производимой К(Ф)Х, составляет 14 - 15% от общего краевого объема, причем на долю растениеводства приходится 22,6% (32% зерна, 35% подсолнечника и 25% сахарной свеклы), животноводства - 2,4%. А удельный вес К(Ф)Х, ведущих многоотраслевое производство, то есть занимающихся растениеводством и товарным производством животноводческой продукции, не превышает 4,3% от общего количества фермерских хозяйств.

В последние годы доля К(Ф)Х и ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась. Данный факт объясняется тем, что для сельских жителей личные подворья - способ самоорганизации и самообеспечения в сложных экономических условиях. При этом производство животноводческой продукции во многих К(Ф)Х и ЛПХ - трудоемкий процесс со значительной долей ручного труда. Крупный рогатый скот, содержащийся в них, малопродуктивен, поэтому продукция ЛПХ менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией, производимой в хозяйствах, имеющих современные животноводческие фермы. Кроме того, действуя в условиях жесткой конкуренции, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных, вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образующаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на экономике хозяйств.

Реальным способом устойчивого повышения доли производителя в конечной цене реализации его продукции является развитие перерабатывающей и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости в селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете - устойчивого развития сельских территорий.

При этом начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств. Серьезной проблемой является и дефицит профессиональных кадров, которые могут консультировать по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаток подготовленных менеджеров и других работников кооперативов, отсутствие у них возможности получения дополнительного профессионального образования.

Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренцию с частным бизнесом и в результате будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не оказывают воздействия на темпы кооперативного строительства, поскольку их применение не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, с их капитализацией и ростом объема оказываемых ими услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не охватывают в должной мере традиционный институт кооперации населения, такой как потребительские общества.

При сохранении инерционного сценария кооперативный сектор не получит средств для своего качественного развития. Продолжится отток капитала из сельскохозяйственного производства в частные посреднические структуры, а систематически недополучающие доходы сельскохозяйственные производители будут не в состоянии решать задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Принятие Программы создаст условия для стимулирования создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и модернизации их материально-технической базы, что обеспечит увеличение производства ими товарных объемов продукции и возможность ее выгодной реализации на рынке продовольствия и сырья.