Недействующий

Об утверждении государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области" (с изменениями на 27 ноября 2023 года)



Торговля


51. Торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития Костромской области. Доля торговой отрасли в структуре формирования внутреннего регионального продукта составляет около 17%.


В то же время начиная с 2011 года в соответствии с общероссийскими реалиями наблюдается замедление темпов роста оборота розничной торговли: если в 2010 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 113,8% по сравнению с предыдущим годом, то в 2014 году - только 101,9%. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям.


52. По объему оборота розничной торговли в расчете на душу населения Костромская область в 2012 году переместилась с 16 места среди регионов ЦФО на последнее 18, сохранив эту позицию в 2013-2014 годах.


Несмотря на это, торговая отрасль является одним из лидеров по обеспечению занятости населения: в ней осуществляет свою трудовую деятельность каждый шестой работающий житель региона.


53. По состоянию на 1 января 2015 года в регионе насчитывалось около 5,4 тыс. торговых объектов, суммарная торговая площадь которых более 587 тыс. кв. м, из них более 4,6 тыс. - стационарных, порядка 1 тыс. - нестационарных.


Ежегодно происходит изменение структуры товарооборота по каналам реализации продукции: если в 2010 году удельный вес товарооборота на рынках и ярмарках области составлял 8,0%, то в 2014 году - только 3,5%, при этом доля оборота розничных торговых сетей увеличилась с 12,9% до 21,8%. Это связано, главным образом, с активным распространением на территории области современных форматов торговли. За последние 3 года количество сетевых продовольственных магазинов в области увеличилось более чем на треть.


54. По показателю обеспеченности населения площадью торговых объектов Костромская область находится в числе лидеров среди регионов ЦФО (по состоянию на 1 января 2015 года - 893,6 кв. м в расчете на 1 000 жителей).


Однако торговая сеть неравномерно распределена по территории области, сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспеченности торговыми площадями сельского и городского населения. Например, на долю 6 городских округов приходится около 75% торговых площадей. На долю муниципальных районов, где проживает более 40% населения Костромской области, приходится одна четвертая часть площадей торговых объектов.


При этом отдаленные и труднодоступные территории Костромской области зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия).


55. В сфере потребительского рынка Костромской области можно отметить ряд проблемных вопросов, сдерживающих его развитие. Основные из них:


недостаток торговых площадей на отдельных территориях и территориальная диспропорция в размещении и развитии торговой инфраструктуры;


несовершенство законодательной базы, регламентирующей осуществление нестационарной, мобильной и ярмарочной торговли;


недостаток информированности населения о потенциально возможных местах для организации торговой деятельности;


трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения в связи с требованиями более значительных объемов поставок, в том числе через центральные распределительные центры (оптовые склады), входящие в структуру сетей, чем местные товаропроизводители в состоянии обеспечить;