Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 08.07.2015)

4.9. Содействие формированию кадрового потенциала экономики


В целях обеспечения экономики республики необходимыми кадрами и создания эффективной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Республики Марий Эл, соответствующего требованиям инновационного развития, реализуется подпрограмма "Комплексное развитие профессионального образования" государственной программы Республики Марий Эл "Развитие образования и молодежной политики" на 2013 - 2020 годы".

Главной целью реализации подпрограммы является создание в системе профессионального образования республики условий для повышения квалификационного уровня обучающихся и персонала предприятий, организаций, в том числе за счет модернизации учебно-материальной базы, обновления содержания образования в соответствии с современным технологическим уровнем производства, расширения спектра направлений подготовки и открытия новых профессий и специальностей под запросы работодателей.

Достижение современного качества профессионального образования осуществляется через создание системы мониторинга и среднесрочного прогнозирования спроса на рабочую силу для реального сектора экономики республики, оптимизацию объемов и структуры подготовки в соответствии с потребностями республиканского рынка труда; развитие государственно-частного партнерства профессиональных образовательных организаций с работодателями; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров; формирование комплексной системы профессиональной ориентации и пропаганды рабочих профессий, модернизацию материально-технической и ресурсной оснащенности организаций профессионального образования.

Систему образования в Республике Марий Эл формируют 605 организаций, общий контингент обучающихся составляет свыше 112 тыс. человек.

Подготовка специалистов для инновационного сектора экономики осуществляется в 3 высших учебных заведениях и 24 профессиональных образовательных организациях. Подготовка кадров осуществляется по 108 программам высшего образования, 86 программам среднего профессионального образования, 176 программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Общий контингент обучающихся и студентов в системе профессионального образования республики составляет 36 058 человек, из них по рабочим профессиям обучаются 2 085 обучающихся (5,8 процента), по специальностям среднего профессионального образования - 13 580 студентов (37,7 процента) и по программам высшего образования - 20 393 студента (56,6 процента).

В целях создания современной учебно-производственной базы подготовки высококвалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики в системе профессионального образования создано 8 отраслевых ресурсных центров. Профили ресурсных центров определяются в соответствии с перспективами социально-экономического развития республики, прогнозными потребностями предприятий и организаций приоритетных отраслей экономики: машиностроение, строительство, деревообработка, сфера услуг, сельское хозяйство. В течение 2014 года в ресурсных центрах прошли обучение около 5 тыс. человек, в том числе студенты техникумов и колледжей, школьники, педагогические работники (стажировка); граждане по договорам с центрами занятости населения, предприятиями (организациями), граждане по индивидуальным договорам.

Обновление инфраструктуры профессионального образования осуществляется за счет создания в 2014 году на базе профессиональных образовательных организаций четырех многофункциональных центров прикладных квалификаций, основанных на государственно-частном партнерстве, новых технологиях обучения, что позволит формировать востребованные рынком труда компетенции молодежи и взрослого населения.

На территории республики подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет", автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Межрегиональный открытый социальный институт".

В организациях высшего образования работают 4 629 человек. Профессорско-преподавательский корпус составляют 1 557 человек, из них ученую степень доктора наук имеют 136 человек, ученое звание профессора - 114 человек, звание доцента - 588 человек, более 800 человек являются докторантами и аспирантами.

Инновационный потенциал вузов направлен на разработку и внедрение современных технологий в экономику и социальную сферу Республики Марий Эл, участие в социально-экономических программах региона, взаимодействие с предприятиями по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" осуществляет планомерную работу по комплексному развитию инновационной инфраструктуры как составной части региональной и национальной инновационной системы. В настоящее время в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности с участием университета созданы и эффективно работают 24 малых инновационных предприятия, функционируют ведущие научно-технологические центры, оснащенные современным оборудованием: бизнес-инкубатор, центр автоматизированного машиностроения, студенческое конструкторское бюро, центр коллективного пользования, ботанический сад-институт с единственным в стране автоматизированным энергонезависимым малым тепличным комплексом, учебно-опытный лесхоз, 7 научно-исследовательских лабораторий, созданных совместно с институтами Российской академии наук.

На базе университета действует Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства, объединивший 18 образовательных организаций трех федеральных округов страны.

В 2014 году университет выиграл крупный российский грант престижного всероссийского конкурса "Новые кадры оборонно-промышленного комплекса" на создание ультрасовременного Центра радиолокационных систем и комплексов на базе открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод".

Большинство специальностей и направлений подготовки университета имеют непосредственно технологическую ориентацию. В стенах Поволжского государственного технологического университета ведутся разработки целого спектра инновационных технологий: био-, нано-, инфокоммуникационных, строительных, управленческих и многих других. Ежегодный объем научных исследований ученых Поволжского государственного технологического университета составляет более 200 млн. рублей. Университет активно участвует в высокорейтинговых российских программах "УМНИК" и "СТАРТ". По количеству проектов, финансируемых в рамках молодежного научно-инновационного конкурса "УМНИК" (156 проектов), университет входит в десятку лучших высших учебных заведений Российской Федерации.

В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" функционируют 24 научно-исследовательские лаборатории и 9 научных центров. В университете ведутся научные исследования по 14 направлениям, включающим актуальные проблемы гуманитарного, естественно-математического и технического профилей, работают 7 диссертационных советов (из них 4 объединенных), реализуются 7 научных специальностей докторантуры и 49 специальностей аспирантуры.

В Межрегиональном открытом социальном институте научно-исследовательские работы осуществляются в научных лабораториях института: социально-психологической, социологических исследований, экономических исследований, лаборатории интеллектуальных систем безопасности. В университете реализуются проекты совместно с инновационным центром в Сколково, Международной Академией Cisco.

В настоящее время в статусе региональных инновационных площадок функционируют 36 образовательных организаций: 21 муниципальная, 15 государственных образовательных организаций.

Региональными инновационными площадками системы общего образования проведены 88 семинаров различных уровней, разработаны 75 авторских программ, созданы 7 методических пособий, подготовлены 70 публикаций.

Более подробная информация размещена на официальных сайтах (http://portal.mari.ru/minobr, http://edu.mari.ru/).