Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 08.07.2015)

4.12. Территориальные приоритеты инвестиционной политики Республики Марий Эл. Пространственное развитие территорий


В настоящее время муниципальные образования в Республике Марий Эл по большинству показателей значительно отличаются друг от друга, некоторые - в разы. Отличается их промышленный и кадровый потенциал и, соответственно, налоговые и неналоговые доходы.

Также отличаются и другие социально-экономические показатели: количество зарегистрированных на их территориях субъектов предпринимательской деятельности, их оборот, уровень занятости населения, обеспеченность социальной инфраструктурой и другие показатели. При этом дифференциация муниципальных районов не только не снижается, а имеет тенденцию к росту.

Существующий уровень дифференциации муниципальных образований значительно влияет на их инвестиционный потенциал и, соответственно, уровень развития. Основными проблемами при этом являются:

невозможность обеспечения единого уровня стандартов и качества жизни населения различных муниципальных образований, что нарушает справедливость социальной политики;

усиление внутрирегиональных и межрегиональных миграционных процессов, приводящих к сокращению количества населения в муниципальных образованиях республики и к снижению количества и качества трудоспособного населения;

увеличение объема бюджетных расходов при снижении численности населения и рост при этом доли расходов на предоставление государственных и муниципальных услуг;

сокращение количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры вследствие негативных миграционных процессов и оптимизации сети социальных учреждений;

ограничение возможности социально-экономического развития Республики Марий Эл в целом и отдельных муниципальных образований в частности вследствие снижения инвестиционной привлекательности территорий, не имеющих кадрового потенциала и соответствующей инфраструктуры, и др.

Оценка потенциала развития муниципальных образований в Республике Марий Эл позволяет определить 4 группы территориального развития.

1 группа - "территории роста" с высоким темпом развития, высоким уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (г. Йошкар-Ола и г. Волжск).

Данные территории развиваются темпами, превышающими достигнутый уровень среднереспубликанского развития, имеют хорошо развитую инфраструктуру телекоммуникационных и бизнес-услуг, располагают резервами потребляемых мощностей, земельными и трудовыми ресурсами.

2 группа - "территории стабильного развития" с высоким темпом роста, но относительно ограниченным уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Медведевский, Звениговский, Волжский, Горномарийский районы и г. Козьмодемьянск).

Данные территории развиваются темпами, превышающими достигнутый уровень среднереспубликанского развития. Однако перспективы их дальнейшего развития ограничены недостатком или отсутствием коммунальных, природных или земельных ресурсов. Инфраструктура предоставления телекоммуникационных, бизнес-услуг и трудовых ресурсов также имеет недостаточное развитие.

3 группа - "территории потенциального развития" с незначительным темпом роста, относительно достаточным уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Параньгинский, Сернурский, Советский, Килемарский, Мари-Турекский, Моркинский и Оршанский районы).

Данные территории развиваются темпами ниже достигнутого уровня среднереспубликанского развития. Однако имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития, обусловленные наличием резерва потребляемых мощностей коммунальных ресурсов, наличием природных и (или) земельных ресурсов.

4 группа - "территории ограниченного развития" с незначительным темпом роста, низким уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Куженерский, Новоторъяльский и Юринский районы).

Данные территории развиваются темпами ниже достигнутого уровня среднереспубликанского развития. Дальнейшее развитие этих территорий также затруднено по причине недостатка природных или земельных ресурсов, а также недостаточного уровня развития инфраструктуры предоставления телекоммуникационных и бизнес-услуг.

Основой роста экономики Республики Марий Эл должны стать конкурентоспособные территории, пространственные "точки роста", консолидирующие лучший производственный и человеческий потенциал. Таким образом, инвестиционная политика Республики Марий Эл будет направлена на:

1) обеспечение высоких темпов социально-экономического развития территорий 1 и 2 групп;

2) создание инвестиционной инфраструктуры для ускорения темпов экономического развития территорий 3 группы;

3) поиск факторов устойчивого развития территорий 4 группы и реализацию проектов, способствующих сохранению социальной стабильности в регионе, укреплению его территориальной целостности (рисунок N 2).

Рисунок N 2

      ┌════════════════════════════════════════════‰
      │Основные направления инвестиционной политики│
      │             Республики Марий Эл            │
      └════════════════════┬═══════════════════════…
         ┌═════════════════┼═════════════════‰
         │                 │                 │ 

         \/                \/                \/

┌═══════════════════‰  ┌══════════════‰  ┌═══════════════‰
│1. Обеспечение     │  │2. Создание   │  │3. Поиск       │
│высоких темпов     │  │инвестиционной│  │факторов       │
│социально-         │  │инфраструктуры│  │устойчивого    │
│экономического     │  │для ускорения │  │развития       │
│развития территорий│  │темпов        │  │территорий     │
│1 и 2 групп        │  │экономического│  │4 группы и     │
│                   │  │развития      │  │реализацию     │
│                   │  │территорий    │  │проектов,      │
│                   │  │3 группы      │  │способствующих │
│                   │  │              │  │сохранению     │
│                   │  │              │  │социальной     │
│                   │  │              │  │стабильности   │
│                   │  │              │  │в регионе,     │
│                   │  │              │  │укреплению его │
│                   │  │              │  │территориальной│
│                   │  │              │  │целостности    │
└═══════════════════…  └══════════════…  └═══════════════…


Основными инструментами влияния на сложившуюся ситуацию и основными формами взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, позволяющими консолидировать их усилия, являются совместная реализация программ, предусматривающих стимулирование развития муниципальных образований с использованием грантовой поддержки в форме субсидий, софинансирование муниципальных расходов, в том числе для реализации проектов по развитию инфраструктуры, необходимой для реализации проектов, методическая, правовая, образовательная и информационная поддержка, а также проведение "активной" инвестиционной политики.