В настоящее время муниципальные образования в Республике Марий Эл по большинству показателей значительно отличаются друг от друга, некоторые - в разы. Отличается их промышленный и кадровый потенциал и, соответственно, налоговые и неналоговые доходы.
Также отличаются и другие социально-экономические показатели: количество зарегистрированных на их территориях субъектов предпринимательской деятельности, их оборот, уровень занятости населения, обеспеченность социальной инфраструктурой и другие показатели. При этом дифференциация муниципальных районов не только не снижается, а имеет тенденцию к росту.
Существующий уровень дифференциации муниципальных образований значительно влияет на их инвестиционный потенциал и, соответственно, уровень развития. Основными проблемами при этом являются:
невозможность обеспечения единого уровня стандартов и качества жизни населения различных муниципальных образований, что нарушает справедливость социальной политики;
усиление внутрирегиональных и межрегиональных миграционных процессов, приводящих к сокращению количества населения в муниципальных образованиях республики и к снижению количества и качества трудоспособного населения;
увеличение объема бюджетных расходов при снижении численности населения и рост при этом доли расходов на предоставление государственных и муниципальных услуг;
сокращение количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры вследствие негативных миграционных процессов и оптимизации сети социальных учреждений;
ограничение возможности социально-экономического развития Республики Марий Эл в целом и отдельных муниципальных образований в частности вследствие снижения инвестиционной привлекательности территорий, не имеющих кадрового потенциала и соответствующей инфраструктуры, и др.
Оценка потенциала развития муниципальных образований в Республике Марий Эл позволяет определить 4 группы территориального развития.
1 группа - "территории роста" с высоким темпом развития, высоким уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (г. Йошкар-Ола и г. Волжск).
Данные территории развиваются темпами, превышающими достигнутый уровень среднереспубликанского развития, имеют хорошо развитую инфраструктуру телекоммуникационных и бизнес-услуг, располагают резервами потребляемых мощностей, земельными и трудовыми ресурсами.
2 группа - "территории стабильного развития" с высоким темпом роста, но относительно ограниченным уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Медведевский, Звениговский, Волжский, Горномарийский районы и г. Козьмодемьянск).
Данные территории развиваются темпами, превышающими достигнутый уровень среднереспубликанского развития. Однако перспективы их дальнейшего развития ограничены недостатком или отсутствием коммунальных, природных или земельных ресурсов. Инфраструктура предоставления телекоммуникационных, бизнес-услуг и трудовых ресурсов также имеет недостаточное развитие.
3 группа - "территории потенциального развития" с незначительным темпом роста, относительно достаточным уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Параньгинский, Сернурский, Советский, Килемарский, Мари-Турекский, Моркинский и Оршанский районы).
Данные территории развиваются темпами ниже достигнутого уровня среднереспубликанского развития. Однако имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития, обусловленные наличием резерва потребляемых мощностей коммунальных ресурсов, наличием природных и (или) земельных ресурсов.
4 группа - "территории ограниченного развития" с незначительным темпом роста, низким уровнем обеспеченности инфраструктурой и ресурсами (Куженерский, Новоторъяльский и Юринский районы).
Данные территории развиваются темпами ниже достигнутого уровня среднереспубликанского развития. Дальнейшее развитие этих территорий также затруднено по причине недостатка природных или земельных ресурсов, а также недостаточного уровня развития инфраструктуры предоставления телекоммуникационных и бизнес-услуг.
Основой роста экономики Республики Марий Эл должны стать конкурентоспособные территории, пространственные "точки роста", консолидирующие лучший производственный и человеческий потенциал. Таким образом, инвестиционная политика Республики Марий Эл будет направлена на:
1) обеспечение высоких темпов социально-экономического развития территорий 1 и 2 групп;
2) создание инвестиционной инфраструктуры для ускорения темпов экономического развития территорий 3 группы;
3) поиск факторов устойчивого развития территорий 4 группы и реализацию проектов, способствующих сохранению социальной стабильности в регионе, укреплению его территориальной целостности (рисунок N 2).
Рисунок N 2
┌════════════════════════════════════════════‰
│Основные направления инвестиционной политики│
│ Республики Марий Эл │
└════════════════════┬═══════════════════════…
┌═════════════════┼═════════════════‰
│ │ │
\/ \/ \/
┌═══════════════════‰ ┌══════════════‰ ┌═══════════════‰
│1. Обеспечение │ │2. Создание │ │3. Поиск │
│высоких темпов │ │инвестиционной│ │факторов │
│социально- │ │инфраструктуры│ │устойчивого │
│экономического │ │для ускорения │ │развития │
│развития территорий│ │темпов │ │территорий │
│1 и 2 групп │ │экономического│ │4 группы и │
│ │ │развития │ │реализацию │
│ │ │территорий │ │проектов, │
│ │ │3 группы │ │способствующих │
│ │ │ │ │сохранению │
│ │ │ │ │социальной │
│ │ │ │ │стабильности │
│ │ │ │ │в регионе, │
│ │ │ │ │укреплению его │
│ │ │ │ │территориальной│
│ │ │ │ │целостности │
└═══════════════════… └══════════════… └═══════════════…
Основными инструментами влияния на сложившуюся ситуацию и основными формами взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, позволяющими консолидировать их усилия, являются совместная реализация программ, предусматривающих стимулирование развития муниципальных образований с использованием грантовой поддержки в форме субсидий, софинансирование муниципальных расходов, в том числе для реализации проектов по развитию инфраструктуры, необходимой для реализации проектов, методическая, правовая, образовательная и информационная поддержка, а также проведение "активной" инвестиционной политики.