Недействующий

О внесении изменений в Приказ Министерства от 17 июля 2012 г. N СЭД-33-01-02-212 (с изменениями на 16 января 2019 года)



Учебный план программы подготовки иностранных граждан, лиц без гражданства или граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации

Разделы N п/п

Наименование разделов и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары-тренинги

индивидуальная работа/ консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

4

4

1.1

Первичное консультирование

1

1

структурированное интервью

1.2

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители)

2

2

1.3

Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

2

1

1

2.1

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)

1

1

2.2

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

1

1

3

Этапы развития ребенка

2

1

1

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)

1

1

3.2

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность

1

1

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

2

2

4.1

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия

1

1

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

1

1

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

2

1

1

5.1

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")

1

1

5.3

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка

1

1

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

2

1

1

6.1

Особенности ожидания приемной семьи; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

1

1

6.2

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

1

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

2

1

1

7.1

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними. Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

1

1

7.3

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты

1

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

1

1

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах

1

1

8.2

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

1

1

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

9.2

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

2

2

10.1

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

1

1

10.2

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

11

Основы международного и российского законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи иностранных граждан

3

3

11.1

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка

1

1

11.2

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем

1

1

11.3

Правовые последствия усыновления - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, а также членов их семей. Последствия отмены усыновления

1

1

11.4

Ответственность приемных родителей (кандидатов в усыновители) за постановку несовершеннолетнего на консульский учет, предоставление отчетов об условиях воспитания и содержания ребенка

1

1

12

Особенности воспитания ребенка в неполной приемной семье

2

1

1

12.1

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Риски воспитания ребенка в неполной приемной семье

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2,5

1,5

1

13.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1,5

1,5

13.2

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание

1

1

Итоговая аттестация

0,5

0,5

собеседование

Итого

30

13,5

16,5