Разделы N п/п | Наименование разделов и темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | семинары-тренинги | индивидуальная работа/ консультирование | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 4 | 4 | |||
1.1 | Первичное консультирование | 1 | 1 | структурированное интервью | ||
1.2 | Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители) | 2 | 2 | |||
1.3 | Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители | 1 | 1 | |||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 2 | 1 | 1 | ||
2.1 | Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) | 1 | 1 | |||
2.2 | Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций | 1 | 1 | |||
3 | Этапы развития ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
3.1 | Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) | 1 | 1 | |||
3.2 | Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность | 1 | 1 | |||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 2 | 2 | |||
4.1 | Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия | 1 | 1 | |||
4.3 | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение | 1 | 1 | |||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 2 | 1 | 1 | ||
5.1 | Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") | 1 | 1 | |||
5.3 | Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка | 1 | 1 | |||
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 2 | 1 | 1 | ||
6.1 | Особенности ожидания приемной семьи; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации | 1 | 1 | |||
6.2 | Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный | 1 | 1 | |||
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
7.1 | Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними. Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка | 1 | 1 | |||
7.3 | Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты | 1 | 1 | |||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
8.1 | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах | 1 | 1 | |||
8.2 | Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка | 1 | 1 | |||
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 1 | 1 | ||
9.1 | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности | 1 | 1 | |||
9.2 | Способы защиты ребенка от сексуального насилия | 1 | 1 | |||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 2 | 2 | |||
10.1 | Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации | 1 | 1 | |||
10.2 | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи | 1 | 1 | |||
11 | Основы международного и российского законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи иностранных граждан | 3 | 3 | |||
11.1 | Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка | 1 | 1 | |||
11.2 | Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем | 1 | 1 | |||
11.3 | Правовые последствия усыновления - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, а также членов их семей. Последствия отмены усыновления | 1 | 1 | |||
11.4 | Ответственность приемных родителей (кандидатов в усыновители) за постановку несовершеннолетнего на консульский учет, предоставление отчетов об условиях воспитания и содержания ребенка | 1 | 1 | |||
12 | Особенности воспитания ребенка в неполной приемной семье | 2 | 1 | 1 | ||
12.1 | Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Риски воспитания ребенка в неполной приемной семье | 1 | 1 | |||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2,5 | 1,5 | 1 | ||
13.1 | Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 1,5 | 1,5 | |||
13.2 | Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание | 1 | 1 | |||
Итоговая аттестация | 0,5 | 0,5 | собеседование | |||
Итого | 30 | 13,5 | 16,5 |