Концепция краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы" определяет направления развития сельскохозяйственного производства и меры по государственной поддержке и регулированию аграрного сектора.
Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы" (далее - краевая целевая Программа) разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа).
Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".
1.1. Предпосылки разработки и реализации краевой целевой Программы
Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и обрабатывающим сектором, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, снижают привлекательность аграрной деятельности. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, которые затрудняют доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком инвестиций;
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и разрушение природно-экологического потенциала;
нерешенные системные проблемы отрасли - снижение почвенного плодородия, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства, вопросы собственности на землю и имущество сельскохозяйственных организаций;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
необходимость совершенствования системы управления отраслью.
Аграрная политика России начала преобразовываться с принятием национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", который дал существенный импульс в развитии отрасли. Принятая в 2007 году Государственная программа, объединившая в себе все направления государственного воздействия на развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков, стала новым стратегическим ориентиром развития отрасли. Аграрная политика Пермского края будет реализовываться по направлениям Государственной программы и обеспечит достижение целевых показателей в рамках краевой целевой Программы.
1.2. Оценка развития сельского хозяйства Пермского края
Доля сельского хозяйства в 2007 году составила 3% валового регионального продукта Пермского края. Удельный вес сельского населения в общей численности населения Пермского края составляет 25,1%, при этом происходит постоянное его сокращение.
По данным сельскохозяйственной переписи 2006 года, на территории Пермского края зарегистрировано 800 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, 554 из них осуществляют сельскохозяйственное производство. Крупных и средних сельскохозяйственных организаций - 330 единиц, малых - 82, подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций насчитывается 142 единицы, личных подсобных хозяйств населения - 420 тыс. единиц.
Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Республики Удмуртия. Сравнительный анализ развития сельского хозяйства в исследуемых регионах показывает, что в 2007 году индекс физического объема производства валовой продукции в Пермском крае снизился на 6,4% (таблица 1).
В Пермском крае по сравнению с регионами-конкурентами недостаточно развиты методы косвенной поддержки сельскохозяйственных организаций (льготные тарифы на электроэнергию, льготы по налогообложению, инвестиции в аграрную инфраструктуру и др.). Тем не менее предпринимаемые меры по возмещению из краевого и федерального бюджетов процентных ставок по кредитам, меры прямой поддержки технической модернизации сельскохозяйственных организаций, мероприятия по реализации инвестиционных проектов привели к росту инвестиций в отрасль. Так, по данным Пермьстата, в 2007 году объем инвестиций в отрасль составил 5142 млн. рублей.
Таблица 1 - Индексы физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, %
Регионы | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Республика Башкортостан | 105,1 | 101,5 | 99,3 | 108,6 | 103,1 |
Республика Татарстан | 103,9 | 105,2 | 105,2 | 106,0 | 106,0 |
Республика Удмуртия | 101,7 | 98,1 | 102,6 | 106,3 | 100,1 |
Кировская область | 97,4 | 99,3 | 97,6 | 100,0 | 92,1 |
Нижегородская область | 101,7 | 99,4 | 107,3 | 102,2 | 95,9 |
Пермский край | 98,2 | 92,8 | 94,5 | 101,9 | 95,5 |
Самарская область | 102,3 | 103,6 | 97,3 | 105,9 | 103,6 |
Свердловская область | 103,5 | 99,2 | 101,7 | 103,6 | 95,8 |
Челябинская область | 112,3 | 85,2 | 128,1 | 114,6 | 100,1 |
Источник: Пермьстат.
Оценка результатов деятельности сельскохозяйственных организаций свидетельствует об общем кризисе отрасли (таблица 2). Так, выручка от реализации за анализируемый период выросла на 10%, а ежегодная инфляция составляла 8-12%. Опережающими темпами увеличиваются затраты на производство, и при расчете валовой маржи выясняется системная убыточность отрасли. Получаемая в отрасли прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли. Несмотря на рост производительности труда в сельском хозяйстве, а также некоторое увеличение показателей, характеризующих финансовую устойчивость организаций, окупаемость затрат (возмещение затрат на производство и реализацию продукции суммой полученной выручки от реализации продукции) составила в 2005 году 73%, 2006 году - 74%, 2007 году - 73%.
При оценке функционирования сельскохозяйственных организаций Пермского края, сгруппированных по выручке от реализации продукции, выявлено, что в группу с выручкой до 20 млн. рублей входит 247 организаций, то есть 62% от их общего количества. Максимальную выручку (свыше 50 млн. рублей) получают около 6% организаций. Рейтинговая оценка, в которую вошли 397 сельскохозяйственных организаций неиндустриального типа, показала, что абсолютно устойчивое финансовое положение имеет 13 организаций (окупаемость затрат выше коэффициента 1,2), что составляет 3,3%, финансово устойчивыми являются 14 организаций (окупаемость затрат от 1 до 1,2), что составляет 3,5%. Более 93% сельскохозяйственных организаций относятся к неустойчивым или с кризисным финансовым состоянием (коэффициент окупаемости менее 0,7). По этой причине на 01.01.2008 (по данным УФНС по Пермскому краю) 70 сельскохозяйственных организаций находятся в процедуре конкурсного производства.
Таблица 2 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края, млн. рублей