Действующий

О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"

1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения программным методом

Концепция краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы" определяет направления развития сельскохозяйственного производства и меры по государственной поддержке и регулированию аграрного сектора.

Краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы" (далее - краевая целевая Программа) разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа).

Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах".

1.1. Предпосылки разработки и реализации краевой целевой Программы


Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и обрабатывающим сектором, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, снижают привлекательность аграрной деятельности. Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, которые затрудняют доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком инвестиций;

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и разрушение природно-экологического потенциала;

нерешенные системные проблемы отрасли - снижение почвенного плодородия, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства, вопросы собственности на землю и имущество сельскохозяйственных организаций;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

необходимость совершенствования системы управления отраслью.

Аграрная политика России начала преобразовываться с принятием национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", который дал существенный импульс в развитии отрасли. Принятая в 2007 году Государственная программа, объединившая в себе все направления государственного воздействия на развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков, стала новым стратегическим ориентиром развития отрасли. Аграрная политика Пермского края будет реализовываться по направлениям Государственной программы и обеспечит достижение целевых показателей в рамках краевой целевой Программы.

1.2. Оценка развития сельского хозяйства Пермского края


Доля сельского хозяйства в 2007 году составила 3% валового регионального продукта Пермского края. Удельный вес сельского населения в общей численности населения Пермского края составляет 25,1%, при этом происходит постоянное его сокращение.

По данным сельскохозяйственной переписи 2006 года, на территории Пермского края зарегистрировано 800 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, 554 из них осуществляют сельскохозяйственное производство. Крупных и средних сельскохозяйственных организаций - 330 единиц, малых - 82, подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций насчитывается 142 единицы, личных подсобных хозяйств населения - 420 тыс. единиц.

Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Республики Удмуртия. Сравнительный анализ развития сельского хозяйства в исследуемых регионах показывает, что в 2007 году индекс физического объема производства валовой продукции в Пермском крае снизился на 6,4% (таблица 1).

В Пермском крае по сравнению с регионами-конкурентами недостаточно развиты методы косвенной поддержки сельскохозяйственных организаций (льготные тарифы на электроэнергию, льготы по налогообложению, инвестиции в аграрную инфраструктуру и др.). Тем не менее предпринимаемые меры по возмещению из краевого и федерального бюджетов процентных ставок по кредитам, меры прямой поддержки технической модернизации сельскохозяйственных организаций, мероприятия по реализации инвестиционных проектов привели к росту инвестиций в отрасль. Так, по данным Пермьстата, в 2007 году объем инвестиций в отрасль составил 5142 млн. рублей.

Таблица 1 - Индексы физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, %

 Регионы       

2003

 год

2004

 год

2005

 год

2006

 год

2007

 год

Республика

Башкортостан        

105,1

101,5

 99,3

108,6

103,1

Республика Татарстан

103,9

105,2

105,2

106,0

106,0

Республика Удмуртия

101,7

 98,1

102,6

106,3

100,1

Кировская область   

 97,4

 99,3

 97,6

100,0

 92,1

Нижегородская

область             

101,7

 99,4

107,3

102,2

 95,9

Пермский край       

 98,2

 92,8

 94,5

101,9

 95,5

Самарская область   

102,3

103,6

 97,3

105,9

103,6

Свердловская область

103,5

 99,2

101,7

103,6

 95,8

Челябинская область

112,3

 85,2

128,1

114,6

100,1


Источник: Пермьстат.

Оценка результатов деятельности сельскохозяйственных организаций свидетельствует об общем кризисе отрасли (таблица 2). Так, выручка от реализации за анализируемый период выросла на 10%, а ежегодная инфляция составляла 8-12%. Опережающими темпами увеличиваются затраты на производство, и при расчете валовой маржи выясняется системная убыточность отрасли. Получаемая в отрасли прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли. Несмотря на рост производительности труда в сельском хозяйстве, а также некоторое увеличение показателей, характеризующих финансовую устойчивость организаций, окупаемость затрат (возмещение затрат на производство и реализацию продукции суммой полученной выручки от реализации продукции) составила в 2005 году 73%, 2006 году - 74%, 2007 году - 73%.

При оценке функционирования сельскохозяйственных организаций Пермского края, сгруппированных по выручке от реализации продукции, выявлено, что в группу с выручкой до 20 млн. рублей входит 247 организаций, то есть 62% от их общего количества. Максимальную выручку (свыше 50 млн. рублей) получают около 6% организаций. Рейтинговая оценка, в которую вошли 397 сельскохозяйственных организаций неиндустриального типа, показала, что абсолютно устойчивое финансовое положение имеет 13 организаций (окупаемость затрат выше коэффициента 1,2), что составляет 3,3%, финансово устойчивыми являются 14 организаций (окупаемость затрат от 1 до 1,2), что составляет 3,5%. Более 93% сельскохозяйственных организаций относятся к неустойчивым или с кризисным финансовым состоянием (коэффициент окупаемости менее 0,7). По этой причине на 01.01.2008 (по данным УФНС по Пермскому краю) 70 сельскохозяйственных организаций находятся в процедуре конкурсного производства.

Таблица 2 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края, млн. рублей