Действующий

О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"

1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации


Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач современного общества.

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последние годы в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ежегодно на улично-дорожной сети Пермского края совершается более 4 тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибают около 650 человек и около 5 тыс. человек получают ранения различной степени тяжести. За последние десять лет количество автоаварий увеличилось на 21,6%, прирост числа погибших составил 21,5%, раненых - 27,8%.

В 2007 году на территории Пермского края зарегистрировано 4160 ДТП, при которых 632 человека погибли и 4910 получили ранения. По сравнению с 2006 годом количество ДТП увеличилось на 0,7%, число погибших и раненых в автоавариях людей снизилось на 4,0 и 0,1% соответственно.

В 25 городах и районах края увеличилось число ДТП, при этом наиболее значительно в Соликамском (на 58,7%), Чердынском (на 45,8%), Красновишерском (на 44,0%), Кизеловском (на 40,0%), Губахинском (на 39,5%), Частинском (на 35,3%) и Березовском (на 20,0%) районах. В 24 муниципальных образованиях возросло количество погибших и в 23 - травмированных людей.

В каждом девятом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, около трети автоаварий связаны с превышением скорости, каждый седьмой нарушил правила обгона, столько же водителей не имели прав. В каждом третьем ДТП виноват пешеход.

Удельный вес ДТП по вине детей до 16 лет составил 41,8% от общего числа автоаварий с участием несовершеннолетних. Всего за 2007 год дети в возрасте до 16 лет пострадали в 405 автоавариях, при которых 28 несовершеннолетних погибли и 404 получили травмы. Количество таких ДТП, погибших и раненых при них детей по сравнению с 2006 годом увеличилось на 5,7, 27,3 и 6,9% соответственно.

В 20 районах края возросло количество автоаварий с участием детей до 16 лет, при этом наиболее значительно в Оханском (в 4 раза), Усольском (на 133,3%) районах, Дзержинском районе г. Перми (на 125,0%), Александровском, Красновишерском, Частинском, Гайнском и Косинском (на 100,0%) районах.

Высокому уровню аварийности на автотранспорте способствовало сознательное пренебрежение Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД) значительным числом водителей.

Крайне низкой продолжает оставаться дорожная дисциплина участников движения. Так, за 2007 год в крае выявлено 1742539 нарушений ПДД, допущенных водителями транспортных средств (далее - ТС), что на 19,2% больше, чем за 2006 год. Задержаны в нетрезвом состоянии и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения 35577 водителей (рост на 0,5%), за превышение установленной скорости движения - 601614 (рост на 9,3%), за нарушение правил обгона - 20526 (рост на 21,1%). Кроме того, за нарушения ПДД задержано 200790 пешеходов (рост на 13,9%).

Самыми распространенными причинами автоаварий на дорогах Пермского края являются следующие нарушения ПДД, допущенные водителями:

превышение установленной скорости движения (каждое третье ДТП от общего числа ДТП по вине водителей);

нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу движения (каждое седьмое ДТП);

нарушение правил проезда перекрестков (каждое девятое ДТП);

управление ТС лицами в нетрезвом состоянии (каждое одиннадцатое ДТП).

По вине пешеходов происходит каждое третье ДТП от общего числа автоаварий, зарегистрированных в Прикамье.

Проблема аварийности на автомототранспорте за последние годы приобрела особую остроту в связи с возрастающей ежегодно диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и низкими темпами развития, реконструкции дорожно-уличной сети, применяемыми техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью транспортных потоков.

За 2007 год общая численность автопарка в Пермском крае составила 743441 единицу автомототранспорта, в том числе легковые автомобили - 468318 (2006 год - 426810, рост на 9,7%).

Каждый четвертый километр дорожной сети требует полной реконструкции, каждый третий не отвечает нормативам по прочности и ровности покрытия.

В связи с тем, что одним из факторов, влияющих на уровень аварийности, является повышение эксплуатационных характеристик дорог, краевой инвестиционной Программой автодорожного строительства на 2008-2012 годы предусмотрены строительство и реконструкция автомобильных дорог Пермского края с общим объемом финансирования в размере 10078363 тыс. рублей.

Технические средства организации движения, дорожные знаки, светофоры, разметка находятся в неудовлетворительном состоянии. Оснащенность улично-дорожной сети дорожными знаками составляет около 85%. При этом эксплуатационное состояние 40% дорожных знаков не соответствует стандарту. Около 80% светофорных объектов выработали свой ресурс. Барьерными ограждениями обустроено всего 35% дорожной сети от потребности. При оформлении документов о ДТП практически каждого третьего ДТП сотрудниками УГИБДД ГУВД по Пермскому краю зафиксированы недостатки в состоянии улично-дорожной сети.

В условиях отсутствия программно-целевого метода решения проблемы повышения безопасности дорожного движения количество ДТП в Пермском крае может увеличиться до 4520, число погибших - до 740 человек.