ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2008 года N 1167
О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Принять концепцию краевой целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.ДЕВЯТКИН
КОНЦЕПЦИЯ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"
Концепция краевой целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы" (далее - Программа) представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, снижению аварийности в Пермском крае.
Концепция сформирована в соответствии с нормативно-правовой базой, включающей в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах", Указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач современного общества.
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последние годы в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Ежегодно на улично-дорожной сети Пермского края совершается более 4 тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибают около 650 человек и около 5 тыс. человек получают ранения различной степени тяжести. За последние десять лет количество автоаварий увеличилось на 21,6%, прирост числа погибших составил 21,5%, раненых - 27,8%.
В 2007 году на территории Пермского края зарегистрировано 4160 ДТП, при которых 632 человека погибли и 4910 получили ранения. По сравнению с 2006 годом количество ДТП увеличилось на 0,7%, число погибших и раненых в автоавариях людей снизилось на 4,0 и 0,1% соответственно.
В 25 городах и районах края увеличилось число ДТП, при этом наиболее значительно в Соликамском (на 58,7%), Чердынском (на 45,8%), Красновишерском (на 44,0%), Кизеловском (на 40,0%), Губахинском (на 39,5%), Частинском (на 35,3%) и Березовском (на 20,0%) районах. В 24 муниципальных образованиях возросло количество погибших и в 23 - травмированных людей.
В каждом девятом происшествии водитель находился в состоянии опьянения, около трети автоаварий связаны с превышением скорости, каждый седьмой нарушил правила обгона, столько же водителей не имели прав. В каждом третьем ДТП виноват пешеход.
Удельный вес ДТП по вине детей до 16 лет составил 41,8% от общего числа автоаварий с участием несовершеннолетних. Всего за 2007 год дети в возрасте до 16 лет пострадали в 405 автоавариях, при которых 28 несовершеннолетних погибли и 404 получили травмы. Количество таких ДТП, погибших и раненых при них детей по сравнению с 2006 годом увеличилось на 5,7, 27,3 и 6,9% соответственно.
В 20 районах края возросло количество автоаварий с участием детей до 16 лет, при этом наиболее значительно в Оханском (в 4 раза), Усольском (на 133,3%) районах, Дзержинском районе г. Перми (на 125,0%), Александровском, Красновишерском, Частинском, Гайнском и Косинском (на 100,0%) районах.
Высокому уровню аварийности на автотранспорте способствовало сознательное пренебрежение Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД) значительным числом водителей.
Крайне низкой продолжает оставаться дорожная дисциплина участников движения. Так, за 2007 год в крае выявлено 1742539 нарушений ПДД, допущенных водителями транспортных средств (далее - ТС), что на 19,2% больше, чем за 2006 год. Задержаны в нетрезвом состоянии и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения 35577 водителей (рост на 0,5%), за превышение установленной скорости движения - 601614 (рост на 9,3%), за нарушение правил обгона - 20526 (рост на 21,1%). Кроме того, за нарушения ПДД задержано 200790 пешеходов (рост на 13,9%).
Самыми распространенными причинами автоаварий на дорогах Пермского края являются следующие нарушения ПДД, допущенные водителями:
превышение установленной скорости движения (каждое третье ДТП от общего числа ДТП по вине водителей);
нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу движения (каждое седьмое ДТП);
нарушение правил проезда перекрестков (каждое девятое ДТП);
управление ТС лицами в нетрезвом состоянии (каждое одиннадцатое ДТП).
По вине пешеходов происходит каждое третье ДТП от общего числа автоаварий, зарегистрированных в Прикамье.
Проблема аварийности на автомототранспорте за последние годы приобрела особую остроту в связи с возрастающей ежегодно диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и низкими темпами развития, реконструкции дорожно-уличной сети, применяемыми техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью транспортных потоков.
За 2007 год общая численность автопарка в Пермском крае составила 743441 единицу автомототранспорта, в том числе легковые автомобили - 468318 (2006 год - 426810, рост на 9,7%).
Каждый четвертый километр дорожной сети требует полной реконструкции, каждый третий не отвечает нормативам по прочности и ровности покрытия.
В связи с тем, что одним из факторов, влияющих на уровень аварийности, является повышение эксплуатационных характеристик дорог, краевой инвестиционной Программой автодорожного строительства на 2008-2012 годы предусмотрены строительство и реконструкция автомобильных дорог Пермского края с общим объемом финансирования в размере 10078363 тыс. рублей.
Технические средства организации движения, дорожные знаки, светофоры, разметка находятся в неудовлетворительном состоянии. Оснащенность улично-дорожной сети дорожными знаками составляет около 85%. При этом эксплуатационное состояние 40% дорожных знаков не соответствует стандарту. Около 80% светофорных объектов выработали свой ресурс. Барьерными ограждениями обустроено всего 35% дорожной сети от потребности. При оформлении документов о ДТП практически каждого третьего ДТП сотрудниками УГИБДД ГУВД по Пермскому краю зафиксированы недостатки в состоянии улично-дорожной сети.
В условиях отсутствия программно-целевого метода решения проблемы повышения безопасности дорожного движения количество ДТП в Пермском крае может увеличиться до 4520, число погибших - до 740 человек.
Аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, так как связана с гибелью и ранением людей. Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП приходится более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации.
Сложившаяся критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В 2008 году завершается действие областной целевой программы "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы" (далее - ОЦП), в рамках одного из разделов которой решались задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. До начала действия ОЦП (2002-2006 годы) число погибших в ДТП увеличилось с 581 до 658. После начала действия программы удалось сократить количество погибших в автоавариях до 632 человек в 2007 году, в текущем году также отмечается стабилизация основных показателей аварийности.
Однако принимаемые в Пермском крае меры позволили лишь сдержать рост аварийности, а не сократить его, ситуация на дорогах Пермского края остается сложной.
В существующих условиях необходимо адекватное реагирование государства на сложившуюся ситуацию с аварийностью на автотранспорте путем принятия действенных и неотложных мер по совершенствованию системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное и системное решение проблемы на основе определения конкретных целей, задач и мероприятий, концентрации ресурсов на реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышения эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основной целью Программы является снижение количества лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими за счет реализации комплекса организационных и технических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, снижению аварийности в Пермском крае.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
реализовать комплекс мер по предупреждению опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формированию законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения;
оптимизировать движение ТС и пешеходов на участках улично-дорожной сети с использованием современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением;
внедрить новые формы и методы организации контрольно-надзорной деятельности за соблюдением норм и Правил дорожного движения;
повысить качество подготовки водителей ТС и других участников дорожного движения;
обеспечить развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, и повысить эффективность деятельности служб, прибывающих на место дорожно-транспортных происшествий, по оказанию помощи пострадавшим.
Основными целевыми группами Программы являются детско-подростковое население, водители ТС, пешеходы и лица, пострадавшие в ДТП.
Основные целевые показатели Программы определяются исходя из целевых показателей, определенных федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100:
сокращение числа погибших в результате ДТП в 2012 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза (с 675 до 450);
сокращение числа ДТП с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2004 годом на 10,0%.
2004, факт | 2005, факт | 2006, факт | 2007, факт | 2008, прог- ноз | 2009, прог- ноз | 2010, прог- ноз | 2011, прог- ноз | 2012, прог- ноз | |
Число погибших в результате ДТП, чел. | 675 | 636 | 658 | 632 | 563 | 521 | 482 | 466 | 450 |
Количество ДТП с пострадавшими, ед. | 4043 | 4134 | 4132 | 4160 | 4056 | 3952 | 3848 | 3744 | 3639 |
Краевая целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы" рассчитана на период с 2009 по 2012 год.
Программа не имеет разбивки на этапы, программные мероприятия реализуются одновременно на протяжении всего периода реализации.
В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
развитие центра управления движением по региональным автомобильным дорогам и создание единого центра по организации управления дорожным движением Пермского края (объединение технических средств в единый комплекс, приобретение необходимого оборудования);
осуществление работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе: предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (средств видеофиксации нарушений ПДД, светофоров, дорожных знаков и т.д.), автоматизированных систем управления дорожным движением;
совершенствование механизма оперативного доведения информации о ДТП до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий;
оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения БДД;
мероприятия по развитию системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП;
меры по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и негативного отношения к нарушениям ПДД;
обеспечение информационного сопровождения деятельности по повышению БДД, в том числе через средства массовой информации;
реализация обучающих программ для участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, а также работников и сотрудников служб, участвующих в проведении работ на месте ДТП.
Показатели эффективности реализации Программы определяются исходя из достижения поставленных целей и задач в процессе реализации программных мероприятий.
Плановое значение показателя "Число погибших в результате ДТП" в рамках реализации задачи по снижению смертности по причине ДТП установлено Указом губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы".