┌═══════┬════════‰ ┌═══‰
│XXXXXXX│OOOOOOOO│ │XXX│ 46% - производство машин и оборудования (без
│XXXXXXX│OOOOOOOO│ └═══… производства оружия и боеприпасов)
│XXXXXXX│OOOOOOOO│ ┌═══‰
│XXXXXXX├════════┤ │OOO│ 29% - производство электрооборудования,
│XXXXXXX│VVVVVVVV│ └═══… электронного и оптического оборудования
│XXXXXXX│VVVVVVVV│ ┌═══‰
└═══════┴════════… │VVV│ 25% - пр-во транспортных средств и оборудования
└═══…
Положительная динамика наблюдалась в финансовой сфере предприятий машиностроения: прибыль за 2005-2010 гг. выросла более чем в 2,5 раза; сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - более чем в 2,8 раза. Доля убыточных предприятий машиностроительной отрасли снизилась с 29,2% в 2005 году до 21,1% в 2010 году.
В 2010 году в производстве транспортных средств и оборудования ситуация улучшилась по сравнению с 2009 годом, когда доля убыточных предприятий составляла более 50%, а сальдированный финансовый результат оказался отрицательным (-145 млн. руб.). В 2010 году - 23,1% и 448,5 млн. руб. соответственно.
Инвестиции в отрасль машиностроения составляют 3,4% от общего объема инвестиций в край, оставаясь на уровне 2005 года. При этом более половины инвестиций отрасли приходится на производство машин и оборудования.
Среднесписочная численность работников в машиностроении по итогам 2010 года сократилась на 2,6% по отношению к предыдущему году, составив 68,9 тыс. чел., по сравнению с 2005 годом численность работающих снизилась на 23,8% (на 21,6 тыс. чел.). Сокращение числа работников произошло по всем видам деятельности машиностроительной отрасли за период 2005-2010 гг.: в производстве машин и оборудования число занятых снизилось на 30,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 21,7%, в производстве транспортных средств и оборудования - на 11,8%.
На фоне сокращения численности занятых в машиностроении наблюдался рост фонда оплаты труда, что привело к увеличению среднемесячной заработной платы работников отрасли.
За 2005-2010 гг. фонд заработной платы в машиностроении увеличился на 78%, превышая средний рост фонда оплаты труда в целом по обрабатывающим производствам (170,6%).
При доле в 7,7% от общей численности занятых доля фонда оплаты труда в машиностроении составляет 9,5% по итогам 2010 года, это говорит об относительно высокой заработной плате в отрасли.
Среднемесячная заработная плата в машиностроении по итогам 2010 года составила 21265,9 руб., превышая уровень средней заработной платы в целом по краю (17350,6 руб.) и по обрабатывающим производствам (19458,8 руб.). За 2005-2010 гг. зарплата выросла в 2,3 раза, в реальном же выражении - лишь на 34,4%.
Таблица - Основные показатели развития машиностроения в Пермском крае
Показатели | Единица измерения | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Индекс промышленного производства | % | 88,6 | 102,4 | 97,4 | 100,6 | 96,9 | 144,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства | млн. руб. | 35909,7 | 46839,9 | 67731,3 | 78305,6 | 71668,7 | 90185,2 |
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям | млн. руб. | 1569,9 | 1702,8 | 2580,9 | 4702,2 | 3176,8 | 3313,7 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций | млн. руб. | 1657,8 | 3274,6 | 5475,5 | 5430,1 | 2325,1 | 4713,8 |
Удельный вес прибыльных организаций | в % от общего числа организаций | 70,8 | 85,8 | 83,7 | 76,5 | 68,0 | 78,9 |
Среднесписочная численность работников | чел. | 90479 | 81739 | 83106 | 77236 | 70730 | 68919 |
Фонд заработной платы по полному кругу предприятий | млн. руб. | 9880,5 | 11043,4 | 13805,1 | 16831,2 | 15483,6 | 17587,5 |
Существенная проблема пермского машиностроения в том, что оно производит преимущественно сложные узлы, конечная сборка которых происходит вне территории Пермского края.
2.8.2. Производство основных видов продукции отрасли
По итогам 2010 года на предприятиях, производящих машины и оборудование, наблюдался рост практически по всем основным видам продукции. Наибольшее увеличение зафиксировано по следующим позициям: машины и оборудование специального назначения - в 2,1 раза по сравнению с 2009 годом, бытовые кухонные стационарные электроплиты - 116%, установки и двигатели гидравлические и пневматические - 112,2%, гидравлические и пневматические силовые установки и двигатели - 121,3%, оборудование для производства пищевых продуктов - 127,1%.
Снижение производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования наблюдается с 2008 года в основном за счет сокращения производства аппаратуры электросвязи (в 2010 году - на 26,4%) по сравнению с предыдущим годом по причинам низкого спроса и неконкурентоспособности данной продукции.
Положение пермского машиностроения в целом зависит от перспектив развития высокотехнологичных отраслей российской экономики, в частности, авиастроения.
По итогам 6 месяцев 2010 года чистая прибыль Пермского моторостроительного завода выросла в 8,6 раза, выручка увеличилась на 13,1%. Основными факторами роста выручки является специфика продаж продукции - преобладание в общем объеме договорных обязательств работ в рамках программы создания перспективного семейства авиационных двигателей тягой 9...19 тонн, большая часть выручки по которым запланирована на II полугодие т.г., а также конъюнктура на рынке промышленного газотурбинного оборудования.
Долгосрочной стратегией развития предприятия предусмотрено создание промышленных двигателей на основе создаваемого задела по перспективному газогенератору для авиационных двигателей, их применение уже сейчас имеет большой платежеспособный спрос у ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС", нефтедобывающих компаний. Основными конкурентами в сегменте авиационных двигателей являются зарубежные разработчики: GE, Pratt & Whitney, Snecma, Rolls-Royce, ОАО "Мотор Сич", отечественные разработчики: ОАО "НПО "Сатурн", СНТК им. Кузнецова, ФГУП ММПП "Салют".
В январе 2011 года ОАО "Пермский моторный завод" выполнил заказ ОАО "Газпром" на поставку газовых турбин разработки ОАО "Авиадвигатель" для первой очереди "Северного потока".
Перспективы значимого сектора пермской промышленности во многом зависят от той позиции и активной роли, которую будет занимать государство в вопросе поддержки развития отечественного авиапрома.
2.9. Внешняя торговля
Объем внешнеторгового оборота в Пермском крае за период 2005-2009 гг. вырос в 1,18 раза (по России - рост в 1,34%) и в 2009 году составил 3778,8 млн. долл. США, или 0,76% от общероссийского показателя. Внешняя торговля в 2009 году характеризовалась положительным торговым сальдо в размере 2407,8 млн. долл. США (экспорт - 3093,3 млн. долл. США, импорт - 685,5 млн. долл. США).
Наибольшие объемы экспорта в регионе формируют: продукция химической промышленности - 68,8%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 11,4%, машиностроительная продукция - 5,8%, металлы и изделия из них - 5,2%, минеральные продукты - 4,8%, товары топливно-энергетического комплекса - 4,7%. Основой импорта служат: машиностроительная продукция - 71,6%, продукция химической промышленности - 14,1%, металлы и изделия из них - 4,5%, продовольственные товары и сырье - 3,5%.