Пермский край играет значимую роль в процессе формирования федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимает по итогам 2009 года 11-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны (115,6 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, 1,8% от общероссийских поступлений; по итогам 2005 года Пермский край занял 10-е место - 77,7 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, 1,7% от общероссийских поступлений, данные 2005 года).
Проведение консервативной бюджетной политики на протяжении ряда последних лет обеспечило устойчивость бюджета Пермского края. Покрытие дефицита бюджета в 2009 году обеспечивалось за счет сформированного финансового резерва.
Таблица 15 - Доля профицита/дефицита бюджетов Российской Федерации, ПФО и субъектов ПФО в общем объеме расходов бюджетов в 2009 году
Доходы, млн. руб. | Расходы, млн. руб. | Профицит (+), дефицит (-) | Доля в расходах | |
Российская Федерация | 5927191 | 6256281 | -329090 | -5,3% |
Приволжский федеральный округ | 910348 | 972807 | -62458 | -6,4% |
Республика Мордовия | 28438 | 28240 | 198 | 0,7% |
Ульяновская область | 35935 | 35777 | 158 | 0,4% |
Оренбургская область | 64436 | 64265 | 170 | 0,3% |
Чувашская Республика | 33717 | 34600 | -883 | -2,6% |
Республика Башкортостан | 114095 | 117458 | -3363 | -2,9% |
Республика Марий Эл | 17100 | 17670 | -570 | -3,2% |
Пермский край | 94754 | 100148 | -5394 | -5,4% |
Пензенская область | 36635 | 39416 | -2780 | -7,1% |
Кировская область | 38790 | 42016 | -3225 | -7,7% |
Удмуртская Республика | 41325 | 44817 | -3492 | -7,8% |
Республика Татарстан | 140636 | 152731 | -12094 | -7,9% |
Самарская область | 100869 | 110165 | -9295 | -8,4% |
Саратовская область | 66219 | 73325 | -7105 | -9,7% |
Нижегородская область | 97391 | 112171 | -14780 | -13,2% |
За 2010 год в Пермском крае в бюджеты всех уровней поступило 134,6 млрд. руб. налогов и сборов, что на 15,4%, или на 19 млрд. руб. выше поступлений 2009 года.
Основная часть доходов во все уровни бюджетов формируется за счет поступлений налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц. При этом доля поступлений налога на прибыль в общей сумме налоговых доходов в 2006-2010 гг. снизилась на 4,6 п.п. (с 26,1% в 2006 году до 21,5% в 2010 году). Напротив, доли НДФЛ и НДПИ за 2006-2010 гг. выросли на 4,2 п.п. и 2,3 п.п. соответственно.
Таблица 16 - Структура поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, в % к итогу
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Налог на прибыль организаций | 26,1 | 22,1 | 31,8 | 16,5 | 21,5 |
Налог на добавленную стоимость | 21,2 | 19,5 | 13,1 | 17,7 | 8,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 25,5 | 23,8 | 24,2 | 22,7 | 27,8 |
Налог на доходы физических лиц | 15,3 | 17,5 | 16,2 | 20,8 | 19,5 |
Акцизы | 3,7 | 7,0 | 5,2 | 8,3 | 10,2 |
Прочие налоги и сборы | 8,2 | 10,2 | 9,5 | 14 | 12,4 |
Всего поступлений налогов и сборов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Основной причиной роста поступлений налога на добычу полезных ископаемых стало увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100% с 01.01.2010 в соответствии с Федеральным законом от 22.09.2009 N 218-ФЗ.
По налогу на добавленную стоимость произошло снижение поступлений в бюджеты всех уровней с 21,2% в 2006 году до 8,6% в 2010 году. На снижение поступлений НДС повлиял рост суммы возвратов на расчетные счета налогоплательщиков и зачетов в другие налоги.
Доходы консолидированного бюджета за 2005-2010 гг. выросли более чем в 2 раза, составив в 2010 году 96,5 млрд. руб. Основную долю в доходах также составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (26,3% и 27,1% соответственно по итогам 2010 года).
млрд. руб.
40000 ¬
¦
¦ --¬
35000 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
30000 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-¬ --¬
25000 + ¦ ¦X¦ --+X¦
¦ ¦ ¦X¦ --¬ ¦ ¦X¦