Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДО 2026 ГОДА (с изменениями на: 06.12.2012)

5. Бюджетная сфера


Пермский край играет значимую роль в процессе формирования федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимает по итогам 2009 года 11-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны (115,6 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, 1,8% от общероссийских поступлений; по итогам 2005 года Пермский край занял 10-е место - 77,7 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, 1,7% от общероссийских поступлений, данные 2005 года).

Проведение консервативной бюджетной политики на протяжении ряда последних лет обеспечило устойчивость бюджета Пермского края. Покрытие дефицита бюджета в 2009 году обеспечивалось за счет сформированного финансового резерва.

Таблица 15 - Доля профицита/дефицита бюджетов Российской Федерации, ПФО и субъектов ПФО в общем объеме расходов бюджетов в 2009 году

Доходы, млн. руб.

Расходы, млн. руб.

Профицит (+), дефицит (-)

Доля в расходах

Российская Федерация

5927191

6256281

-329090

-5,3%

Приволжский федеральный округ

910348

972807

-62458

-6,4%

Республика Мордовия

28438

28240

198

0,7%

Ульяновская область

35935

35777

158

0,4%

Оренбургская область

64436

64265

170

0,3%

Чувашская Республика

33717

34600

-883

-2,6%

Республика Башкортостан

114095

117458

-3363

-2,9%

Республика Марий Эл

17100

17670

-570

-3,2%

Пермский край

94754

100148

-5394

-5,4%

Пензенская область

36635

39416

-2780

-7,1%

Кировская область

38790

42016

-3225

-7,7%

Удмуртская Республика

41325

44817

-3492

-7,8%

Республика Татарстан

140636

152731

-12094

-7,9%

Самарская область

100869

110165

-9295

-8,4%

Саратовская область

66219

73325

-7105

-9,7%

Нижегородская область

97391

112171

-14780

-13,2%


За 2010 год в Пермском крае в бюджеты всех уровней поступило 134,6 млрд. руб. налогов и сборов, что на 15,4%, или на 19 млрд. руб. выше поступлений 2009 года.

Основная часть доходов во все уровни бюджетов формируется за счет поступлений налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц. При этом доля поступлений налога на прибыль в общей сумме налоговых доходов в 2006-2010 гг. снизилась на 4,6 п.п. (с 26,1% в 2006 году до 21,5% в 2010 году). Напротив, доли НДФЛ и НДПИ за 2006-2010 гг. выросли на 4,2 п.п. и 2,3 п.п. соответственно.

Таблица 16 - Структура поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, в % к итогу

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Налог на прибыль организаций

26,1

22,1

31,8

16,5

21,5

Налог на добавленную стоимость

21,2

19,5

13,1

17,7

8,6

Налог на добычу полезных ископаемых

25,5

23,8

24,2

22,7

27,8

Налог на доходы физических лиц

15,3

17,5

16,2

20,8

19,5

Акцизы

3,7

7,0

5,2

8,3

10,2

Прочие налоги и сборы

8,2

10,2

9,5

14

12,4

Всего поступлений налогов и сборов

100

100

100

100

100


Основной причиной роста поступлений налога на добычу полезных ископаемых стало увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100% с 01.01.2010 в соответствии с Федеральным законом от 22.09.2009 N 218-ФЗ.

По налогу на добавленную стоимость произошло снижение поступлений в бюджеты всех уровней с 21,2% в 2006 году до 8,6% в 2010 году. На снижение поступлений НДС повлиял рост суммы возвратов на расчетные счета налогоплательщиков и зачетов в другие налоги.

Доходы консолидированного бюджета за 2005-2010 гг. выросли более чем в 2 раза, составив в 2010 году 96,5 млрд. руб. Основную долю в доходах также составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (26,3% и 27,1% соответственно по итогам 2010 года).


млрд. руб.

40000 ¬

¦

¦                         --¬

35000 +                         ¦ ¦

¦                         ¦ ¦

¦                         ¦ ¦

30000 +                         ¦ ¦

¦                         ¦ ¦

¦                         ¦ +-¬             --¬

25000 +                         ¦ ¦X¦           --+X¦

¦                         ¦ ¦X¦     --¬   ¦ ¦X¦