К прогнозным показателям по труду относятся фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата и среднесписочная численность работников (базовые и прогнозные показатели по труду определяются в среднегодовом исчислении).
Фонд начисленной заработной платы всех работников включает начисленные организациями суммы заработной платы работникам списочного и несписочного состава (включая совместителей) по всем видам экономической деятельности организаций и всех форм собственности.
В состав фонда заработной платы в соответствии с Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденной приказом Росстата от 24 октября 2011 года N 435 (с изменениями и дополнениями), включаются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время (отпуска, вынужденные простои и пр.), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, носящая систематический характер.
Фонд заработной платы определяется по полному кругу организаций, то есть включает в себя заработную плату, начисленную работникам крупных, средних организаций, малых предприятий, гражданскому персоналу силовых структур и ведомств, а также денежное довольствие сотрудников силовых министерств и ведомств (выплаты военнослужащим не включаются в фонд заработной платы).
В состав фонда заработной платы не входят выплаты социального характера, к которым относятся, в частности, компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов), и другие.
При осуществлении прогнозных расчетов фонда заработной платы наряду с динамикой макроэкономических показателей должна учитываться динамика численности и заработной платы на предприятиях и в организациях, определяющих развитие данной территории.
Прогноз фонда заработной платы строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды и включающей:
- динамику среднемесячной заработной платы;
- изменение численности работающих в условиях структурной перестройки экономики и намечаемых темпов роста производства;
- уровень безработицы в целом по территории и масштабы высвобождения работников по видам экономической деятельности;
- минимальный размер оплаты труда;
- уровень реального содержания заработной платы, индекс роста потребительских цен.
В бюджетной сфере экономики уровень оплаты труда формируется на основе предусмотренной законодательством самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников бюджетных учреждений соответствующего подчинения.
Для видов деятельности бюджетной сферы необходимо дополнительно учитывать меры по оптимизации сети бюджетных организаций, соответствующих бюджетных расходов, уточнению правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений, переходу к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, внедрению методов формирования бюджета, ориентированного на результат.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - показатель, характеризующий в среднем уровень начисленной заработной платы (без выплат социального характера) на одного работающего за месяц.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата определяется путем деления месячного фонда начисленной заработной платы на среднесписочную численность работников.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период с начала отчетного года определяется делением фонда начисленной заработной платы за отчетный период на среднесписочную численность работников за отчетный период и на число месяцев в отчетном периоде.
При расчете прогнозируемой величины средней заработной платы учитывается реформирование отраслей, изменение условий оплаты труда на законодательном уровне, в отраслевых тарифных соглашениях, изменение фонда рабочего времени, динамика макроэкономических показателей, в том числе объем промышленного производства.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за месяц или отчетный период рассчитывается из работников списочного состава организаций (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), которая определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N П-4.
При прогнозе численности работников, прежде всего, используются данные демографических прогнозов, в том числе расчет экономически активного населения, влияние миграции рабочей силы, а также прогноз изменения численности занятых в экономике с учетом изменения объемов и структуры производства, инвестиционной активности организаций и определяется исходя из спроса предприятий и организаций на рабочую силу.
При разработке прогнозных показателей по труду следует исходить из того, что политика в области заработной платы должна быть сориентирована на неинфляционный рост заработной платы, исходя из темпов экономического роста, динамики основных макроэкономических показателей, производительности труда. Формирование рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров.
Свод показателей по фонду начисленной заработной платы, среднемесячной номинальной начисленной заработной плате и среднесписочной численности работников в целом по области, в том числе в разрезе муниципальных образований, осуществляется по видам экономической деятельности (ОКВЭД) с указанием ведущих организаций (таблицы 14, 15, 16 приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
Кроме того, свод производится и по муниципальным образованиям района (по ОКВЭД и в разрезе ведущих организаций).
При разработке прогноза показателей по труду следует использовать:
статистические данные за отчетный год (по крупным и средним организациям, по полному кругу предприятий) и за текущий период текущего года;
данные по налогу на доходы физических лиц, поступивших за отчетный год и текущий период текущего года в областной и местные бюджеты;
результаты анализа реальной ситуации, сложившейся на предприятиях, и их намерения на перспективу;
основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, в том числе рекомендуемые Минэкономразвития России сводные индексы потребительских цен.