Категория дорог и улиц | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина в красных линиях, м | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наимень- ший радиус кривых в плане, м | Наиболь- ший про- дольный уклон, промилле | Ширина пешеходной части тротуара, м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Магистральные дороги: скоростного движения (СД) | Скоростная транспортная связь между районами, между городами и другими населенными пунктами системы группового расселения. Движение непрерывное, все пересечения в разных уровнях, движение пешеходов запрещено. Все виды транспорта, кроме троллейбусов, автобусы только экспрессы. Обслуживание прилегающих районов с боковых или местных проездов. Ширина центральной разделительной полосы - 6 м <1> | ||||||
(СД-I) - проходят по застроенным или подлежащим застройке территориям | 80 | 130 | 3,5 <2> | 6 - 8 | 400 | 60 | 3,00 |
(СД-II) - проходит по незастроенным и не подлежащим застройке территориям | 120 | 50 - 75 | 3,75 <2> | 4 - 6 | 800 | 40 | - |
Магистральные улицы и дороги общегородского значения непрерывного движения (МНД): | Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города. Движение непрерывное, все пересечения в разных уровнях. Возможно устройство только местных проездов. Ширина центральной разделительной полосы - 4 м, разделительной полосы между основной проезжей частью и местными проездами - 3,0 м | ||||||
МНД-II (город с населением 250 - 500 тыс. чел.) | 80 | 40 - 80 | 3,75 <3> | 4 - 8 | 500 | 60 | 6,00 |
Магистральные улицы и дороги общегородского значения регулируемого движения (МРД) | Пересечения преимущественно в одном уровне. Ширина центральной разделительной полосы - 4 м, разделительной полосы между основной проезжей частью и местными проездами - 3,0 м | ||||||
МРД-I (город с населением свыше 250 тыс. чел.) | 80 | 80 | 3,75 | 4 - 8 | 400 | 60 | 7,50 |
МРД-II (город с населением до 250 тыс. чел.) | 80 | 50 | 3,50 | 4 - 8 | 400 | 60 | 6,00 |
Боковые и местные проезды магистральных улиц: | Боковые проезды предусматриваются на МНД и МРД, когда расчетная интенсивность движения всех видов транспорта превышает 75% их пропускной способности. Предназначены для одностороннего движения преимущественно общественного транспорта, а также грузовых и легковых автомобилей, обслуживающих прилегающую застройку. Ширина разделительной полосы между проезжей частью и тротуаром - 3 м | ||||||
Боковые проезды с односторонним движением | 60 | 7,50 11,25 | 2 3 | 150 | 70 | - | |
Боковые проезды на участках МНД и МРД вблизи крупных административно- общественных и промышленных зданий | 60 | По расчету, max 15 м | 150 | 70 | - | ||
Местные проезды на МРД | Предусматриваются при необходимости транспортного обслуживания прилегающей застройки и интенсивности движения, близкой к расчетной. Ширина разделительной полосы между проезжей частью и тротуаром - 3 м | ||||||
40 | 6 - 7,5 | 2 | 60 | 90 | |||
Магистральные улицы районного значения (РМ): | Транспортная связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения. Пересечения в одном уровне. Ширина разделительной полосы между проезжей частью и тротуаром - 3 м | ||||||
РМ-I (город с населением свыше 250 тыс. чел.) | 80 | 40 | 3,75 | 4 - 6 | 300 | 60 | 6,00 |
РМ-II (город с населением до 250 тыс. чел.) | 60 | 30 | 3,75 | 2 - 4 | 150 | 65 | 4,50 |
транспортно- пешеходные | Транспортные и пешеходные связи между жилыми районами, между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы | ||||||
70 | 35 - 45 | 3,50 | 2 - 4 | 250 | 65 | 2,25 | |
пешеходно- транспортные | Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района | ||||||
50 | 30 - 40 | 4,00 | 2 | 100 | 80 | 3,0 | |
Магистральные дороги общегородского значения грузового движения (ГД): | Предназначены для перевозки промышленных и строительных грузов, осуществляемой вне жилой застройки, между промышленными и коммунально-складскими зонами города. Ширина разделительной полосы - 4 м | ||||||
ГД-I - проходят по застроенной или подлежащей застройке территории, преимущественно вне селитебной зоны | 80 | 50 | 3,75 | 2 - 4 | 300 | 60 | 1,50 |
ГД-II - проходит по незастроенным или не подлежащим застройке территориям | 80 | 35 | 3,75 <3> | 2 - 4 | 300 | 60 | 0,75 |
Улицы и дороги местного значения УДМ: | Транспортная связь микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения. Преимущественно транспорт, обслуживающий район, как исключение допускается пропуск 1 - 2 маршрутов общественного транспорта. Ширина разделительной полосы между проезжей частью и тротуаром - 2 м | ||||||
Улицы в жилой застройке городских поселений | 40 | 25 | 3,00 | 2 - 3 <4> | 90 | 90 | 4,50 |
30 | 3,00 | 2 | 50 | 100 | 4,50 | ||
Улицы и дороги научно- производственных, промышленных и коммунально- складских районов | Перевозка промышленных и строительных грузов в пределах района, обеспечение связи с дорогами грузового движения. Преимущественно грузовой транспорт. Допускается пропуск 1 - 2 маршрутов общественного транспорта. Пересечение в одном уровне. Расчетная скорость для дорог - 60 км/ч | ||||||
Дороги промышленных и коммунально- складских районов | 60 | 55 | 3,75 | 2 - 4 | 150 | 70 | 1,5 |
Улицы и дороги научно- производственных, промышленных и коммунально- складских районов | 50 40 | 30 | 3,50 3,50 | 2 - 4 2 | 90 60 | 60 90 | 1,5 1,5 |
Пешеходные улицы | Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта. Допускается пропуск единичных транспортных средств служебного и аварийного назначения | ||||||
основные | ... | 1,00 | По расчету | - | - | 40 | По проекту |
второстепенные | ... | 0,75 | То же | - | - | 60 | То же |
Проезды внутримикрорайонные (внутриквартальные): | |||||||
главные | 40 | 14 | 7,00 | 1 | 50 | 90 | 3,75 |
основные | 30 | 11,5 | 2,75 | 2 | 25 | 100 | 3,00 |
к отдельным зданиям | 15 | 6 | 3,50 | 1 | ... | ... | ... |
Велосипедные дорожки: | |||||||
обособленные | 20 | 1,5 | 1 - 2 | 30 | 40 | - | |
изолированные | 30 | 1,5 | 2 - 4 | 50 | 30 | - |
Примечания.
1. Центральные разделительные полосы следует проектировать в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширину центральной разделительной полосы с разделительным брусом (барьерным ограждением) допускается принимать: на скоростных дорогах - 4 м, магистральных улицах непрерывного и грузового движения - 2 м.
В условиях сложившейся застройки допускается уменьшать ширину центральной разделительной полосы на магистральных улицах общегородского значения до 2 м.
2. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
3. При интенсивности движения на ГД более 500 грузовых автомобилей в час и наличии в потоке свыше 25 - 30% автомобилей с числом осей 3 и более, одну из полос движения следует предусматривать шириной 4,5 м.
4. С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
5. При реконструкции в ИСР ширину одной полосы движения для магистральных улиц городского и районного значения допускается принимать 3,0 м; для УДМ и проездов в коммунально-складских зонах - 2,75 м; организация одной полосы движения с частичным использованием трамвайного полотна в одном уровне при расстоянии от бордюрного камня до головки ближайшего рельса не менее 2 м.
6. В реконструируемых городах допускается уменьшать ширину разделительных полос между основной проезжей частью и местным проездом на МНД до 5 м. На МРД - до 2 м, а между проезжей частью трамвайным полотном - до 2 м
7. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для СД и МНД на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
8. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших в часы "пик" при интенсивности более 40 ед./ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед./ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8 - 12 м.
9. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать полосы движения до 4 м.
10. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
11. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
12. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
13. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории для перспективного строительства.
14. В городских населенных пунктах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
15. Ширина велосипедной полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении.
На магистральных улицах районного значения допускается предусматривать велосипедные дорожки по краю проезжих частей, выделенные разделительными полосами.
Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.
Наименьшие расстояния безопасности от края велодорожки следует принимать м:
- до проезжей части, опор транспортных сооружений и деревьев - 0,75;
- до тротуаров - 0,5;
- до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта - 1,5
16. На магистральных улицах МНД с двух сторон от проезжей части необходимо устраивать полосы безопасности шириной 0,75 м, для МРД - 0,5 м.
17. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами, при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2 - 3 этажа) застройке - при ширине не менее 3,5 м.