Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АВТОБУСНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА 2003 - 2005 ГОДЫ"

1. Общие положения


Пассажирские автобусные перевозки в области сегодня осуществляют 26 предприятий различных форм собственности.

В последнее время (7 лет) наблюдается тенденция сокращения автобусных маршрутов и подвижного состава, работающего на этих маршрутах.

Так, в 1995 году на автобусных маршрутах области, количество которых составляло 420, работало 1049 автобусов автотранспортных предприятий, в 1997 г. на 371 маршруте - 941 автобус, в 2001 г. на 347 маршрутах - 849 автобусов.

За период с 1991 по 2002 г. число населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, сократилось на 202 единицы (на 13,4%), число сельских маршрутов уменьшилось почти на 100 единиц (на 29,7%), их протяженность - на 8,0 тыс. км (на 58,8%).

Обеспеченность населения автобусами общего пользования (в расчете на 100 тыс. человек) в 1990 году составляла 114 единиц, в 1995 году - 95 единиц, в 2001 году - 71 единица.

Такое тяжелое положение с автобусными пассажирскими перевозками вызвано высокой степенью износа автобусного парка автотранспортных предприятий (в среднем по области 60%, а в некоторых автопредприятиях более 90%) из-за недостаточного возмещения убытков от перевозки пассажиров, пользующихся льготами. В результате, каждый второй автобус находится в ремонте, а в отдельных предприятиях на линию из трех выходит один.

Перевозки пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах являются убыточными по причине низких тарифов и большого количества льготных пассажиров.

Более 61,0% (805,7 тыс. человек) населения области имеет право на льготный проезд в автобусах общего пользования. В области насчитывается 47 категорий граждан, имеющих на это право.

На протяжении ряда лет убытки автотранспортных предприятий от перевозки льготных пассажиров из бюджетов всех уровней возмещаются не в полном объеме.

Ограниченность финансирования автотранспортных предприятий потребовала сконцентрировать все средства для обеспечения бесперебойной работы автобусов и практически исключить затраты на приобретение автобусов, развитие производственной базы и социальной сферы.

Собственные доходы, собираемые автопредприятиями от перевозки пассажиров, покрывают расходы на 70,0%. Остальное же покрытие затрат за перевозку пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, должно производиться из бюджетов всех уровней.

Постоянное недофинансирование выполненной транспортной работы усложняет финансовое состояние предприятий.

Предприятия постоянно имеют задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, поставщикам горюче-смазочных материалов, запчастей и агрегатов, авторемонтным предприятиям, по выплате заработной платы своим работникам.

Решение всех этих проблем требует целевого программного подхода.