Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 12.12.2016)

3. Основные направления реализации Концепции


Для реализации целей и задач Концепции необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям:

3.1. Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения

Совершенствование законодательной базы должно быть направлено на развитие рынка услуг в области энергосбережения, в частности, отдельного рынка энергосервисных компаний с указанием их правового статуса, требований к порядку осуществления ими энергосберегающих мероприятий, возможных типовых договоров предоставления энергосервисных услуг.

В рамках правового регулирования основ формирования инфраструктуры рынка энергосбережения целесообразно отдельно регламентировать общие правила по порядку проведения энергосберегающих мероприятий бюджетными организациями, поскольку потребление последними энергоресурсов составляет заметную часть в энергобалансе области, а именно 16.7% тепловой энергии и более 5% электрической энергии от общего отпуска энергоресурсов потребителям области в 2008 году. На законодательном уровне необходимо разработать и утвердить единые правила установления лимитов потребления электрической, тепловой энергии и услуг водоснабжения и водоотведения для потребителей бюджетной сферы, а также установить правовой механизм использования указанными потребителями сэкономленных бюджетных средств.

Между субъектами, взаимодействующими друг с другом при осуществлении энергосберегающих мероприятий, необходимо создание схемы договорных правоотношений, конечным результатом которых является высвобождение дополнительной электрической мощности, что позволит частично решить задачу по снижению энергодефицита на территории области. Помимо схемы договорных правоотношений целесообразно определить процедурные, технические и иные механизмы, детально регламентирующие механизм высвобождения электрической мощности, финансовые и экономические стимулы, которые сделают процесс оборота мощности привлекательным для инвесторов и иных заинтересованных лиц. Указанная задача может быть решена только в том случае, если будут разработаны правовые способы защиты интересов всех участников отношений, возникающих в процессе высвобождения электрической мощности.

Законодательно необходимо определить меры ответственности потребителей за неэффективное или сверхнормативное потребление энергоресурсов.

В целях повышения эффективности внедрения энергосберегающих проектов необходимо предложить организациям, задействованным в реализации указанных проектов, реальные механизмы тарифного, экономического и иного финансового стимулирования. В частности, разработать:

а) правовой механизм введения льгот по оплате технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения при проведении энергосберегающих мероприятий;

б) правовые основы для реализации иных механизмов финансового и экономического стимулирования реализации энергоэффективных проектов и технологий;

в) двухставочный тариф на тепловую энергию.

3.2. Энергосбережение при потреблении энергоресурсов

Основная цель - сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики.

Экономия электро- и теплоэнергии планируется в виде разницы между прогнозируемым ростом потребления без реализации энергосберегающих мероприятий и ростом потребления электро- и теплоэнергии с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.

3.3. Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов

Основная цель - сокращение потребления первичного топлива (природный газ), электрической энергии и тепловой энергии на объектах энергоснабжающих организаций, а также организаций, имеющих собственные источники генерации, по следующим направлениям:

3.3.1. Энергосбережение при производстве энергоресурсов

Экономия природного газа на стадии производства энергоресурсов планируется за счет сокращения удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии в процессе замены устаревшего энергетического оборудования на современное высокоэффективное, а также за счет перехода на местные виды топлива.

Существенная экономия топлива будет достигнута за счет оптимального перераспределения тепловых нагрузок между теплоисточниками. Оптимизация должна осуществляться на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения.

Планируется строительство новых энергоисточников в области при условии обоснования их общесистемной эффективности и при показателях работы, соответствующих современным требованиям.

3.3.2. Энергосбережение при потреблении энергоресурсов на собственные нужды

Планируется сокращение потребления тепловой и электрической энергии на собственные нужды при производстве, передаче и распределении тепловой и электрической энергии.

3.3.3. Энергосбережение при передаче и распределении энергоресурсов

Планируется сокращение потерь при передаче и распределении тепловой и электрической энергии. Снижение технологических потерь при передаче тепловой энергии планируется за счет замены существующих труб на трубы из сшитого полиэтилена или на стальные трубы в пенополиуретановой изоляции, и оптимальной загрузки наиболее эффективных источников тепловой энергии.

3.3.4. Развитие нетрадиционной и возобновляемой энергетики

В рамках реализации данного направления предусматривается выработка электроэнергии с помощью ветрогенераторов, внедрение энергоустановок, использующих биотопливо, применение тепловых насосов для выработки тепловой энергии, выработка электроэнергии и холода на газораспределительных пунктах.

3.4. Пропаганда энергосбережения

Существенную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Зарубежный опыт подтверждает, что активная пропаганда энергосбережения среди населения позволяет добиться сокращения расхода энергоресурсов до 10%.

Реализация этого потенциала планируется за счет вовлечения в процесс энергосбережения жителей области с помощью освещения эффективности мероприятий по энергосбережению через: