ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2009 года N 1866
О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 26.04.2010 N 455, от 08.08.2011 N 961, от 23.04.2012 N 358, от 24.12.2012 N 1554, от 24.06.2013 N 621, от 28.10.2013 N 1054, от 02.12.2013 N 1215, от 24.08.2015 N 702, от 14.12.2015 N 1068, от 12.12.2016 N 1130)
В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Вологодской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить концепцию энергосбережения на территории Вологодской области на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (приложение 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации концепции энергосбережения на территории Вологодской области на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (приложение 2).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с концепцией энергосбережения на территории Вологодской области на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года разработать и принять программы по энергосбережению.
4. Исключен с 23 апреля 2012 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 23.04.2012 N 358.
4. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства области от 10 июня 2008 года N 1130 "Об Основных направлениях повышения эффективности энергопотребления в жилищном фонде Вологодской области в 2009 - 2012 годах";
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Тушинова.
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 26.04.2010 N 455, от 23.04.2012 N 358, от 24.12.2012 N 1554, от 24.06.2013 N 621, от 28.10.2013 N 1054, от 02.12.2013 N 1215, от 24.08.2015 N 702)
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Справку о выполнении постановления представить к 10 июня 2021 года.
Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ
Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 7 декабря 2009 года N 1866
КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 23.04.2012 N 358)
Концепция является основой для определения политики в области энергосбережения и энергетической эффективности, разработки долгосрочной целевой программы.
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:
- экономия всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
- сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
- развитие рынка энергосервисных услуг;
- вовлечение в процесс энергосбережения всей инфраструктуры области за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.
Основными целями проведения в области энергосберегающей политики являются:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в области;
- уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду;
- создание рынка присоединенной мощности и нагрузки.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- сокращение расходов на оплату энергоресурсов в бюджетной сфере;
- сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения;
- снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов в области для обеспечения запланированного темпа социально-экономического развития области;
- снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;
- сокращение потребления электрической энергии в часы пиковой нагрузки;
- определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических и тепловых мощностей, потребляемых нагрузок водо- и газоснабжения;
- сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе выбросов вредных веществ;
- сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии;
- сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа;
- разработка комплекса нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения.
2.1. Задачи по формированию стимулирующих факторов энергосбережения
2.1.1. Создание экономических механизмов стимулирования энергосбережения
Опыт реализации энергосберегающих мероприятий и проектов показывает, что директивного администрированного энергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономии энергоресурсов. В то же время практически незадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере энергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получать дополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. Только создание условий для получения прибыли от энергосбережения позволит качественно изменить ситуацию с эффективностью расходования энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно выделить два основных экономических механизма стимулирования энергосбережения:
2.1.1.1. Экономический механизм на основе экономии энергоресурсов, непосредственно потребляемых энергоустановками потребителей
Основным субъектом данного механизма является конечный потребитель энергоресурсов, который под воздействием тех или иных побудительных стимулов осуществляет замену менее эффективных энергоустановок (в том числе и бытовых) на более современные и эффективные, повышая тем самым качество потребления энергоресурсов. Основная выгода заключается в снижении платежей за энергоресурсы, соответственно, на принципе "затраты/полученная экономия" строится вся экономика в данной экономической модели.
Реализация и дальнейшее развитие данного типа экономического механизма требует концентрации усилий на разъяснительной, пропагандистской, рекламной, просветительской и обучающей деятельности, а также на создании благоприятных условий (организационных и нормативных) для деятельности специализированных энергосервисных компаний, чья основная функция - разработка и реализация энергосберегающих проектов для потребителей топливно-энергетических ресурсов.
В рамках данного механизма можно выделить несколько основных направлений, при реализации которых внедрение энергосберегающих мероприятий и проектов имеет специфические особенности.
Энергосбережение в быту
Потребление энергоресурсов в бытовом секторе за последние годы растет опережающими темпами в структуре энергобаланса области и, соответственно, имеет наибольший потенциал энергосбережения. Если в 2002 году потребление населением электроэнергии составляло 751 млн. киловатт-часов, то в 2008 году уже 949 млн. киловатт-часов (увеличение потребления на 26.3% к 2002 году). Тепловой энергии за 2002 год отпущено населению 3458.4 тыс. гигакалорий, в 2008 году - 4617.3 тыс. гигакалорий (увеличение потребления на 33.5% к 2002 году). Особенностью процесса энергосбережения в жилых помещениях является сильная зависимость от понимания жителями проблемы и возможных путей ее решения.
Ключевым инструментом стимулирования энергосбережения в быту должны стать пропаганда, просветительская деятельность и информирование жителей о возможных типовых решениях (энергосберегающие лампы, приборы учета, более экономичные бытовые приборы, утепление и т.д.). Основной акцент такой просветительской деятельности - экономия семейного бюджета и простота технических решений.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
Основными заинтересованными сторонами по проведению энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать управляющие компании. Основной доход управляющие компании будут получать от предоставления жителям коммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретают соответствующие энергетические ресурсы. Проведение энергосберегающих мероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг.
Основными препятствиями к проведению энергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются:
- отсутствие необходимой технической компетенции (необходимых знаний) для реализации конкретных мероприятий;
- отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий.
Проблема отсутствия необходимых знаний решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением) методических материалов, описывающих типовые технические и организационные решения по энергосбережению, доступно объясняющих выгоду и экономический эффект от проведения мероприятий.
Проблема отсутствия необходимой технической компетенции для реализации мероприятий также может решаться через привлечение специализированных энергосервисных компаний, которые на сегодняшний день на рынке имеются в достаточном количестве.
Проблему отсутствия необходимых финансовых средств у управляющих компаний возможно решить посредством:
- формирования целевых адресных программ поддержки внедрения энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- привлечения внебюджетных источников на базе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции в энергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей за потребляемые энергоресурсы. Для этого необходима разработка типовых форм таких контрактов.
Энергосбережение в бюджетной сфере
При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать:
- отсутствие целевых показателей по энергосбережению;
- отсутствие мотивации к энергосбережению;
- отсутствие выделенных целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий;
- жесткая регламентация статей затрат бюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг.
Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета), существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия, понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланировать график возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счет возникающей экономии по оплате коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересам энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетного учреждения, получающего экономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть - на оплату услуг энергосервисной компании, часть - на материальное стимулирование персонала бюджетного учреждения.
Для реализации данной схемы необходимо:
- разработать порядок финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях, определяющий механизм перенаправления средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг, на мероприятия по энергосбережению;
- разработать типовую форму энергосервисного контракта и порядок его заключения.
При выполнении вышеперечисленных условий энергосбережение в бюджетных учреждениях будет рассматриваться энергосервисными компаниями как устойчивый бизнес с понятной и прогнозируемой доходностью, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере.
Энергосбережение в иных отраслях экономики области
Энергосбережение в иных отраслях экономики области (промышленность, сервисные организации и т.д.) может реализовываться на договорной основе с применением всех возможных и разрешенных законодательством схем. Основной заинтересованной стороной будет являться конечный потребитель энергоресурсов, который посредством реализации энергосберегающих мероприятий снижает свои затраты на энергоресурсы в себестоимости товаров, работ и услуг. Развитие энергосбережения в данной сфере не требует специальных форм государственной поддержки, за исключением случаев, когда область адресно заинтересована в проведении энергосберегающих мероприятий (например, локальный дефицит энергии и мощности).
2.1.1.2. Экономический механизм на основе оборота высвобождаемой присоединенной мощности и потребляемой нагрузки, как один из вариантов - создание рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки
До недавнего времени оплата возможности получить энергию, то есть возможности присоединения к энергоинфраструктуре, не имела четкого денежного эквивалента и выражалась в основном обременениями, которые накладывала энергоснабжающая организация на потребителя при присоединении. С учетом изменений в законодательстве, произошедших в последние годы, появились такие понятия, как "плата за технологическое присоединение", "плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры". Таким образом, сформировался и легально действует рынок доступа к системам энергетической инфраструктуры с достаточно высокой стоимостью "входного билета". В этих условиях с учетом того факта, что затраты на снижение потребляемой мощности меньше, чем создание новых энергообъектов, возникли объективные предпосылки по применению мощнейших экономических стимулов для проведения энергосберегающих мероприятий с целью высвобождения присоединенной мощности и потребляемой нагрузки (снижения мощности присоединенных и потребляющих энергоресурсы энергоустановок) с последующей переуступкой заинтересованным лицам возможности подключения к существующей энергоинфраструктуре.
Высвобожденная энергетическая мощность, ранее закрепленная за конкретными потребителями и использовавшаяся ими, стала товаром, на который имеется спрос, и фактически сложились правила оборота особого товара "присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)".
Создание рынка высвобожденной мощности предполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных фирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новым потребителям, заинтересованным в технологическом присоединении. Таким образом, в данной модели "рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" становится возможным реализовать систему отношений между заинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединенной мощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа на присоединение (для электроэнергетики) и стоимости обременений (для других видов энергоресурсов). При этом, если тариф на присоединение формируется только исходя из необходимости развития сетевой инфраструктуры (без учета генерации и т.д.), то высвобождение и перераспределение мощности позволяет удовлетворять спрос на мощность в пределах сложившегося энергобаланса. Основные выгоды распределяются в этой модели рынка в зависимости от исполняемых функций.