Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ (ПЛАНА) РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

14. Развитие и размещение инновационных ресурсов Воронежской области


В процессе исследования уровня развития инновационного потенциала Воронежской области в 2013 году были проанализированы стартовые условия функционирования инновационно-технологического сектора, проведены анализ инновационной активности и реализации инновационных проектов (по числу и типам проектов), анализ затрат на инновации и объемов инновационных товаров, работ, услуг в разрезе муниципальных районов, изучены существующие формы организации инновационной деятельности в регионе. Были сделаны следующие выводы:

1) инновационная активность муниципальных районов характеризуется неравномерностью и некоторой рассредоточенностью на территории области. По всем показателям ведущую роль в инновационной деятельности региона имеет городской округ г. Воронеж. Высоким уровнем инновационной активности характеризуются Лискинский, Россошанский, Бобровский, Семилукский, Новоусманский и Хохольский муниципальные районы. В других муниципальных районах наблюдается реализация определенных типов проектов или незначительное число инновационных проектов. Есть муниципальные районы, в которых отсутствует инновационная активность - Верхнемамонский, Грибановский, Кантемировский, Поворинский, Таловский и Эртильский муниципальные районы (рисунок 2.85 приложения N 2 к Схеме);

2) анализ форм организации инновационной деятельности в Воронежской области показал, что в регионе функционирует 3 технопарка, 4 индустриальных парка, 5 инвестиционных площадок, инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, 4 бизнес-инкубатора (ряд бизнес-инкубаторов вузов). Все перечисленные инновационные организации сосредоточены в городском округе г. Воронеж, а также в Борисоглебском городском округе, Бобровском, Лискинском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, Каширском, Поворинском муниципальных районах. Большинство инновационных организаций существуют формально или осуществляют работу в рамках одного или нескольких проектов, что не способствует поддержанию и развитию научно-инновационного потенциала для муниципальных районов и для региона в целом (рисунок 2.86 приложения N 2 к Схеме);

3) исследование состояния поддержки инновационной деятельности в муниципальных образованиях Воронежской области показало, что в регионе функционируют фонды и центры поддержки малого предпринимательства. В г. Воронеже действуют 4 фонда и 2 центра. Центрами поддержки предпринимательства обеспечены только 20 муниципальных районов, фондами - те районы, которые имеют определенный уровень инновационной активности и реализуют инновационные проекты.

Недостатками текущего состояния научно-инновационного потенциала Воронежской области являются:

- недостаточный уровень инновационной активности ряда муниципальных районов;

- недостаточное число разрабатываемых инновационно-инвестиционных проектов;

- низкий уровень качества проработки инновационных решений;

- неравномерность финансирования проектов для разных муниципальных районов и разных отраслей промышленности;

- недостаточный уровень квалификации специалистов по инновационному проектированию, бизнес-планированию, финансово-инвестиционному анализу;

- недостаточная мотивация к повышению инновационной активности в ряде муниципальных районов.

Аналитический материал, характеризующий факторы, влияющие на активность инновационной системы, представлен на рисунках 2.87 - 2.89 приложения N 2 к Схеме; различные показатели инновационной активности предприятий региона - в таблицах 2.60 - 2.103, на рисунке 2.85 приложения N 2 к Схеме; деятельность инновационной инфраструктуры - в таблицах 2.104 - 2.107 приложения N 2 к Схеме; формы инновационной деятельности - в приложении N 2 к Схеме (таблица 2.108 и рисунок 2.90); прогноз научно-технологического развития - в приложении N 2 к Схеме (таблица 2.109).

Ведущую роль в инновационной деятельности региона играет городской округ г. Воронеж, в котором функционирует большая часть инновационно активных организаций, реализовываются различные типы инновационных проектов, производится значительный объем инновационных товаров, работ, услуг.

Высокий уровень инновационной активности показали Лискинский, Россошанский, Бобровский, Семилукский, Новоусманский, Хохольский муниципальные районы. По числу реализуемых инновационных проектов и объемам инвестирования достаточный уровень инновационной активности наблюдается в Калачеевском и Терновском муниципальных районах. Создание нового производства, как проект с высоким уровнем инновационности, реализуется в Богучарском, Бутурлиновском, Верхнехавском, Каширском, Петропавловском, Подгоренском муниципальных районах, однако эти районы не обеспечены инновационно активными организациями, которые могут стать основой инновационного развития района.

Низкий уровень инновационной деятельности демонстрируют Верхнемамонский, Грибановский, Кантемировский, Поворинский, Таловский, Эртильский, Острогожский и Воробьевский муниципальные районы.

Наибольшим научно-инновационным и образовательным потенциалом обладают городской округ г. Воронеж, Россошанский и Павловский муниципальные районы, г. Борисоглебск, Бобровский муниципальный район. Научным потенциалом обладают Рамонский, Таловский, Новохоперский, Хохольский и Верхнехавский муниципальные районы, однако обеспеченность образовательными учреждениями в данных районах недостаточная. Образовательным потенциалом обладают Лискинский, Павловский, Бобровский, Бутурлиновский, Калачеевский муниципальные районы, которые нуждаются в открытии филиалов высших учебных заведений.

Создание новых образовательных учреждений должно охватывать прежде всего муниципальные районы, в которых отсутствуют профессиональные образовательные учреждения (Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Каширский, Нижнедевицкий, Ольховатский, Панинский, Петропавловский, Подгоренский, Репьевский, Терновский муниципальные районы), а также муниципальные образования с недостаточной обеспеченностью образовательными учреждениями (городской округ г. Нововоронеж, Аннинский, Богучарский, Верхнемамонский, Каменский, Кантемировский, Новоусманский, Новохоперский, Поворинский, Рамонский, Семилукский, Таловский, Эртильский муниципальные районы).

Рекомендованные к созданию инновационно-производственные комплексы имеют межрайонный характер, что позволяет сгладить асимметрию объединенных в комплекс территорий по различным показателям инновационной деятельности (затраты, объемы инновационных товаров, число проектов, объемы финансирования и т.д.) и определить перспективы развития слабых территорий (Верхнемамонского, Воробьевского, Грибановского, Кантемировского, Острогожского, Поворинского, Таловского, Эртильского муниципальных районов) с учетом максимального использования имеющихся ресурсов.

Сетевой подход к организации деятельности инновационно-технологических центров позволит охватить все наиболее значимые для развития региона муниципальные районы и осуществить в данных районах разработку и развитие технологий. Существенный рост инновационной активности в этом случае можно прогнозировать для Аннинского, Павловского и Россошанского муниципальных районов до 2020 года, а до 2030 года - также для Богучарского, Новохоперского, Рамонского, Таловского муниципальных районов.

Реализация идеи создания центров коммерциализации инноваций состоит в широкой коммерциализации технологий и продуктовых инноваций, обеспечивающих их широкомасштабное применение. При этом важна связь таких центров коммерциализации с технопарками. Прежде всего это актуально для г. Воронежа и г. Борисоглебска, имеющих действующие технопарки, но на перспективу до 2020 года особое значение центры коммерциализации инноваций приобретут для Лискинского, Бобровского, Павловского, Россошанского муниципальных районов.

Развитие научно-инновационной системы предполагает повышение роли малого инновационного бизнеса в структуре инновационных организаций, повышение инновационной активности малых предприятий, поиск и реализацию новых форм поддержки инновационных предпринимателей.

Перспективными направлениями развития малого инновационного предпринимательства являются: создание и развитие бизнес-инкубаторов в муниципальных районах Воронежской области в 2020 - 2030 годах; создание отраслевых бизнес-инкубаторов, ассоциаций бизнес-инкубаторов и бизнес-инкубаторов вузов; формирование центров трансфера инноваций на опорных территориях развития в 2020 - 2030 годах; развитие сети центров и фондов поддержки малого инновационного предпринимательства на территории муниципальных районов.

Механизм развития научно-инновационного потенциала Воронежской области до 2020 - 2030 годов должен включать следующие элементы:

1. Организация научно-инновационной системы региона, включающая следующие инструменты.

Разработка законодательного обеспечения функционирования всех элементов научно-инновационной системы на региональном и муниципальном уровнях (в настоящее время нет законодательной поддержки развития бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий), включающего:

- разработку стратегии инновационного развития для всех муниципальных образований Воронежской области или формирование соответствующих разделов по инновационной деятельности в стратегиях социально-экономического развития районов;

- создание комиссии по координации работы объектов научно-инновационной системы региона;

- разработку процедуры интегрирования научной, инновационной и образовательной деятельности в регионе с учетом специфики каждого муниципального района;