В сфере размещения и развития трудовых ресурсов важнейшую проблему представляет неравномерное распределение населения области по территории: 43,6% - в городском округе г. Воронеж, 27,4% - в городских округах и муниципальных районах с численностью от 20 до 50 тыс. человек; 20,7% - в городских округах и муниципальных районах с численностью от 50 до 100 тыс. человек; 4,4% - в городских округах и муниципальных районах с численностью от 100 тыс. человек до 1 млн. человек; 3,9% - в городских округах и муниципальных районах с численностью до 20 тыс. человек.
Сложившиеся пропорции профессиональной подготовки в области не в полной мере соответствуют структуре потребностей экономики в кадрах с позиции уровня профессиональной подготовки.
Под влиянием сложившихся демографических и миграционных тенденций прогнозируется сокращение численности лиц, занятых в экономике, в сравнении с 2013 годом: к 2020 году - на 10,7 тыс. человек (или на 1%) и к 2030 году - на 90,4 тыс. человек (или на 8,6%).
В качестве тенденций на рынке труда прогнозируются: уровень регистрируемой безработицы сохранит стабильное значение в пределах 1% от экономически активного населения; в результате создания новых рабочих мест в сельских районах сократится численность и доля зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности: на 548 человек, или на 2,5 процентных пункта; увеличится количество свободных мест (вакансий), сведения о которых предоставлены работодателями в органы занятости населения, на 3,8 тыс. единиц, или на 18,8%; коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизится с 1,1 до 0,7 незанятого гражданина на одно рабочее место, или на 37%.
В механизме реализации Схемы первоочередными мерами в сфере регулирования трудовых ресурсов области являются:
- разработка долгосрочного баланса трудовых ресурсов с учетом действующих в предстоящие годы факторов и тенденций;
- разработка механизмов активизации использования ресурсов труда экономически неактивного населения;
- разработка регионального паспорта вновь вводимых рабочих мест в разрезе отраслей (видов деятельности), территорий, содержащего профессионально квалифицированные требования, обозначение условий труда и его оплаты;
- разработка специализированных программ использования трудового потенциала инвалидов и социальной адаптации мигрантов и переселенцев.
С целью формирования и внедрения эффективных моделей управления процессами в сфере трудовых ресурсов, внешней и внутренней миграции необходимо проведение исследований по проблемам:
- механизмов повышения трудовой и экономической активности населения;
- потенциала расширения и повышения эффективности использования трудовых ресурсов;
- необходимых изменений в системе профессиональной подготовки трудовых ресурсов и мер их реализации;
- необходимости и возможности использования миграционного потенциала для решения проблем снижения дефицита кадров, улучшения демографического баланса;
- эффективности принимаемых в области мер по регулированию привлечения иностранной рабочей силы.
Механизм обеспечения трудовыми ресурсами предполагает выполнение комплекса мер, направленных на достижение поставленных целей.
Улучшение демографической ситуации достигается путем реализации следующих мер:
- координация мероприятий и достижение сбалансированности показателей демографической и социально-экономической политики;
- разработка и реализация программы "Демографическое развитие Воронежской области в период до 2030 года";
- выполнение программы "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом";
- разработка и реализация программ и мер управления трудовой миграцией и улучшение среды проживания в населенных пунктах области;
- расширение ресурсного (материального, кадрового, организационного и др.) обеспечения демографической политики.
Повышение качества трудовых ресурсов достигается путем реализации следующих мер:
- формирование эффективной территориально-отраслевой системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда;
- формирование системы регионального заказа образовательным учреждениям на подготовку кадров в соответствии с прогнозной потребностью, на основе софинансирования с участием работодателей;
- разработка мер участия работодателей в подготовке кадров, соответствующих их растущим требованиям, а также в превентивном профессиональном обучении и переобучении персонала, находящегося под риском увольнения, расширение практики общественной аккредитации профессий и специальностей;
- создание региональной системы ранней профориентации молодежи на основе разработки и реализации соответствующей региональной программы профориентации, ориентирующей молодое поколение на своевременный выбор профессий и специальностей, необходимых для удовлетворения потребностей экономики области в рабочей силе с учетом стратегических направлений ее развития.
Обеспечение сбалансированности регионального рынка труда достигается путем реализации следующих мер: