Воронежская область представляет собой аграрно-промышленный регион; в структуре валового регионального продукта доля промышленного производства составляет около 20%, которую целесообразно сохранить в перспективе. Динамика промышленного производства по объемным и структурным характеристикам представлена в приложении N 2 к Схеме (таблицы 2.1 - 2.8, рисунки 2.1 - 2.4); производительность труда, обеспеченность основными фондами - в таблицах 2.9 - 2.10 приложения N 2 к Схеме; инвестиции - в таблицах 2.11 - 2.12 приложения N 2 к Схеме; проблемы и перспективы развития по видам деятельности - в таблице 2.13 приложения N 2 к Схеме.
Анализ показал, что наиболее ожидаемыми направлениями пространственного развития промышленности Воронежской области являются:
- перемещение дееспособных промышленных объектов из центра области в пригородные районы, что будет способствовать развитию Воронежской агломерации и обеспечит диверсификацию промышленного производства на территориях Семилукского, Хохольского, Новоусманского муниципальных районов;
- модернизация эффективно действующих предприятий, осваивающих производство востребованных видов продукции, технико-технологическое, организационное обновление (Россошанский, Павловский, Лискинский, Бобровский, Аннинский муниципальные районы, городской округ Нововоронеж и Борисоглебский городской округ);
- наращивание производства пищевых продуктов, в основном из местного сырья, на основе внедрения новых технологий, улучшения потребительских характеристик (Калачеевский, Острогожский, Верхнехавский, Эртильский, Бутурлиновский муниципальные районы).
Для пространственного развития промышленности Воронежской области целесообразно проводить адаптирующую региональную политику, позволяющую вовлечь в трансформационные процессы ресурсы действующих эффективных собственников, обеспечить приток инвестиционных ресурсов.
На основании вышеизложенного прогнозируется развитие 4 типов макрозон.
1. Макрозона с интенсивным развитием промышленного производства: высокоурбанизированные территории с высоким уровнем концентрации промышленного производства, наличием развитой инфраструктуры; территории с наличием перспективных высокотехнологичных производств. В ее состав включены: городской округ г. Воронеж, городской округ г. Нововоронеж, Россошанский муниципальный район, Лискинский муниципальный район.
2. Макрозона с наличием потенциала для развития промышленного производства. К ней отнесены территории с сохраненным или развивающимся промышленным потенциалом, наличием трудовых, инновационных и инвестиционных ресурсов, развитой инженерной инфраструктурой. В состав этой зоны включены: Борисоглебский городской округ, Бобровский и Павловский муниципальные районы.
3. Макрозона проблемного развития промышленного производства - территории, на которых действуют традиционные промышленные предприятия, имеющие невысокую конкурентоспособность в связи со значительным отставанием в технико-технологическом оснащении производства. В ее состав входят территории Аннинского, Бутурлиновского, Верхнехавского, Грибановского, Калачеевского, Каширского, Новоусманского, Новохоперского, Поворинского, Семилукского и Эртильского муниципальных районов.
4. Макрозона непромышленного развития - территории с преобладанием аграрной экономической деятельности, с перспективным развитием рекреационных функций, наличием особо охраняемых природных территорий. На территории таких зон нецелесообразно размещение промышленного производства. В состав данной зоны включены: Богучарский, Верхнемамонский, Воробьевский, Каменский, Кантемировский, Нижнедевицкий, Ольховатский, Острогожский, Панинский, Петропавловский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Таловский, Терновский и Хохольский муниципальные районы.
Материалы, характеризующие состояние макрозон промышленного развития и входящих в них муниципальных образований, представлены в приложении N 2 к Схеме (рисунки 2.5 - 2.8, таблицы 2.14 - 2.17).
В связи с пространственным и функциональным распределением промышленности региона определено, что для повышения устойчивости промышленного сектора области целесообразно сформировать каркасную структуру пространственного развития с выделением двух уровней опорных территорий, что позволит обозначить направления стимулирующего воздействия опорных территорий на смежные территории и установить зоны влияния отдельных опорных территорий на соседние муниципальные образования (рисунки 2.9 - 2.10 приложения N 2 к Схеме).
Каркасная структура позволит связать воедино промышленный комплекс региона - от крупных промышленных корпораций до малых предприятий. Устойчивое развитие промышленности области при этом базируется на повышении вовлеченности малого и среднего бизнеса в межрайонные и межрегиональные промышленные агломерации.
В качестве опорных территорий первого уровня выступают муниципальные образования со сложившейся концентрацией промышленного производства (промышленные агломерации - города Воронеж, Нововоронеж, Россошанский и Лискинский муниципальные районы).
Для опорных территорий первого уровня сформированы следующие задачи:
- повышение уровня жизни населения до национальных стандартов;
- развитие промышленных производств с высокой добавленной стоимостью на основе использования квалифицированных трудовых ресурсов;
- генерация технологических инноваций и их диффузия на территории области;
- генерация потребительского спроса на промышленные товары для развития внутреннего рынка.
Опорными территориями второго уровня являются муниципальные образования, где в ближайшее время намечены направления промышленной специализации в рамках внутрирегионального разделения труда в промышленности или будут реализовываться новые проекты.
Для опорных территорий второго уровня задачами развития являются:
- восстановление производственных мощностей предприятий промышленной специализации района;
- развитие промышленной переработки сельскохозяйственной продукции на основе использования сырья местных аграрных фирм;
- обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения;
- генерация промышленных инноваций для развития имеющихся промышленных предприятий.
Для достижения желаемых позитивных изменений в сглаживании неравномерности пространственного промышленного развития для каждой макрозоны разработан пакет портфельных мероприятий, направленных на активизацию позиций промышленного производства, в соответствии с группировочными признаками.
Механизм рационального размещения производительных сил промышленного производства включает инструментарий, формирующийся на всех иерархических уровнях публичной власти (федеральный уровень, уровень субъекта федерации, уровень местного самоуправления). Целью такого механизма должна быть стабилизация промышленного развития территории на основе комплексного использования региональных ресурсов и мобилизации ресурсов из внешней среды. В составе наиболее значимых инструментов механизма: