В процессе анализа современного состояния и перспектив развития транспортной сети произведена группировка муниципальных образований по протяженности и удельному весу дорог с твердым покрытием и железнодорожных магистралей (таблицы 2.52 - 2.55 и рисунки 2.28 - 2.29 приложения N 2 к Схеме). Транспортные узлы оценены по сумме баллов, характеризующих подходящие к узлу транспортные коммуникации (таблица 2.56 приложения N 2 к Схеме).
Анализ показывает, что наиболее обеспеченными транспортными коммуникациями в настоящее время и в перспективе являются городской округ г. Воронеж и Лискинский муниципальный район (I группа).
На следующем уровне обеспеченности транспортными коммуникациями находятся Таловский, Россошанский, Острогожский и Бобровский муниципальные районы с хорошо развитой сетью транспортной инфраструктуры (II группа). На территории этих районов также находятся крупные узлы - пгт Таловая, г. Россошь, г. Острогожск и г. Бобров.
К относительно благоприятным с точки зрения развития транспортных сетей относятся Подгоренский, Рамонский, Павловский, Богучарский, Семилукский, Аннинский и Новоусманский муниципальные районы (III группа). На их территории находятся транспортные узлы: пгт Подгоренский, пгт Рамонь, г. Семилуки, г. Павловск.
Следующую группу составляют районы со слабым развитием автодорожной сети при наличии магистральных и однопутных железнодорожных трасс: Верхнехавский, Калачеевский, Грибановский, Поворинский, Панинский, Бутурлиновский, Терновский, Хохольский, Каширский, Нижнедевицкий, Эртильский и Верхнемамонский муниципальные районы (IV группа). В Поворинском муниципальном районе имеется развитый железнодорожный узел (на его территории находится сортировочная станция).
Наиболее слабая транспортная инфраструктура в Каменском, Ольховатском, Петропавловском, Воробьевском, Репьевском муниципальных районах (V группа).
Транспортная сеть Воронежской области имеет явно выраженную диспропорциональность, что препятствует сбалансированному развитию производительных сил в регионе.
Основные проблемы дорожной сети, выявленные в процессе исследования:
- значительная часть участков сети федеральных и региональных автодорог области обслуживает движение в режиме перегрузки. При этом тенденции увеличения загрузки дорог и роста автомобилизации носят устойчивый характер;
- имеющиеся транспортные коммуникации по скоростным параметрам не отвечают требованиям растущей экономики и потребностям населения. Транспортная доступность на дорогах с большой транспортной работой и в зоне городской агломерации г. Воронежа стремительно ухудшается;
- высокая интенсивность транзитных потоков автотранспорта через города (в первую очередь г. Воронеж) создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть, снижается уровень безопасности и ухудшается состояние окружающей среды;
- велика территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры;
- нормативным требованиям отвечает менее 50% протяженности региональных автодорог;
- не проводится диагностика муниципальных дорог и дорожных сооружений. Информация по состоянию дорожной сети разобщена и недоступна для конечного пользователя;
- транспортная сеть не развивается опережающими темпами, что ограничивает рост ВРП;
- неэффективные технологии содержания и несоблюдение межремонтных сроков для региональных и муниципальных автодорог являются причиной их ускоренной деградации, что ведет к росту затрат регионального и муниципальных бюджетов в расчете на долгосрочную перспективу;
- сеть дорог общего пользования используется большегрузным автотранспортом, что ведет к ее скорому разрушению. Отсутствует специализированная сеть обводных дорог;
- отсутствуют или игнорируются пункты весового контроля на региональных дорогах, выполняющих функции межрегионального сообщения;
- короткие сроки гарантийного обслуживания автодорог не стимулируют подрядчиков к улучшению качества дорожных работ;
- высокие темпы автомобилизации не сопровождаются адекватным развитием улично-дорожной сети в городах;
- низкий уровень бюджетного финансирования отрасли;
- недостаточный объем субвенций и субсидий со стороны федерального центра;
- низкая инвестиционная привлекательность отрасли сдерживает приток частных инвестиций;
- недостаточная оснащенность подрядных организаций современной техникой и квалифицированными кадрами.
Факторы, сдерживающие активизацию деятельности транспортных отраслей по видам транспорта, заключаются в следующем:
1. Железнодорожный транспорт:
- наличие затруднений с пропуском грузопотоков по участкам железнодорожной сети, протяженность которых составляет 21% от общей протяженности железных дорог в области;
- отсутствие железнодорожного сообщения с более чем половиной районов области, что является одним из сдерживающих факторов их социально-экономического развития;