Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ (ПЛАНА) РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

17. Пространственное развитие Воронежской области


В системе пространственного развития планируется переход от моноцентрической системы производительных сил к полицентрической. Создание диверсифицированного регионального производственного комплекса региона будет осуществляться на основе специализации и концентрации производства в межрайонных системах размещения производительных сил.

В этой связи планируется возрождение населенных пунктов без населения и населенных пунктов, находящихся под угрозой исчезновения, на основе единого регионального каталога, содержащего данные об их местоположении, ландшафтно-рекреационном окружении, бальнеологических ресурсах, историческом прошлом, наличии инженерной и транспортной инфраструктуры (в том числе возможности подключения к сетям), площади территории населенного пункта, фактическом современном использовании территории, формах собственности на землю, рекомендуемом функциональном использовании территории населенного пункта на перспективу.

Наиболее перспективными с этой точки зрения являются 285 населенных пунктов (подробные данные о расположении и составе выделенных населенных пунктов представлены на рисунках 2.100 - 2.106 приложения N 2 к Схеме).

С точки зрения территориальной и функциональной специализации производства возможно условное разделение Воронежской области на семь управленческих округов: Воронежский, Россошанский, Борисоглебский, Лискинский, Аннинский, Павловский, Бутурлиновский (Калачеевский) (рисунок 2.107 приложения N 2 к Схеме).

Развитие производительных сил в Воронежском округе (г. Воронеж, г. Нововоронеж, Верхнехавский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Семилукский, Хохольский, Каширский муниципальные районы) предполагает:

- сохранение природных ландшафтов в качестве неприкосновенного запаса будущих поколений;

- жесткую регламентацию территории, формирование плана развития агломерации и соответствующего ему распределения земельного фонда;

- интенсивное развитие транспортной сети, обеспечивающей доступность к местам приложения труда и отдыха;

- формирование ядер кластеров традиционных для муниципальных образований округа отраслей промышленности;

- территориальную диверсификацию промышленного производства, расширение промышленного производства на территории муниципальных образований, относящихся в настоящее время к зонам проблемного развития промышленного производства и непромышленного развития;

- регулирование речного стока путем заполнения прудов и водохранилищ, прежде всего для сельскохозяйственного производства, и, соответственно, создание необходимой инженерной инфраструктуры (искусственных водоемов);

- в области сельского хозяйства - сосредоточение производства овощей;

- развитие научно-образовательных организаций в г. Воронеже, Семилукском муниципальном районе, развитие сети инновационно-технологических центров и центров коммерциализации технологий, межрайонных инновационно-производственных комплексов в каждом муниципальном районе округа исходя из его производственной специализации;

- повышение плотности образовательных услуг в центрах регионального развития (центре промышленного производства, логистическом центре) за счет предоставления предприятиями - лидерами центров дополнительных образовательных услуг своим работникам;

- создание двух туристско-рекреационных кластеров: Рамонского и Хохольско-Репьевского; развитие перспективных для рекреации участков в левобережье Дона (окрестности с. Подгорное Коминтерновского района г. Воронежа, с. Ямное, с. Медовка, с. Новоживотинное Рамонского муниципального района);

- развитие туризма на территории Рамонского муниципального района возможно по следующим направлениям: археологическое наследие региона; дворянские гнезда; зарождение российского регулярного военного флота; православное наследие; изучение крестьянской среды и народных ремесел; военно-патриотическая история; формирование усадебных комплексов "Кольца культурных гнезд".

Развитие производительных сил в Россошанском управленческом округе (Россошанский, Подгоренский, Ольховатский, Кантемировский муниципальные районы) предполагает:

- дальнейшее его развитие в качестве субрегионального центра и межрайонного центра на основе развития промышленных, агропромышленных, транспортно-логистических, деловых, коммуникативных функций;

- в сфере сельского хозяйства - расширение площадей и повышение урожайности зерновых культур, сахарной свеклы и овощей, наращивание поголовья крупного рогатого скота, свиней и овец;

- усиление образовательной функции с размещением филиальной сети крупнейших вузов области;

- размещение объектов рыночной инфраструктуры г. Россоши;

- экологическую реабилитацию территории города и прилегающих территорий;

- развитие приграничной инфраструктуры: логистических, таможенных и торговых объектов;

- формирование региональных кластеров: кластера строительных материалов и агрокластера в рп Кантемировка и на прилегающих сельских территориях, включающего предприятия молочной, мясной и сахарной промышленности;

- развитие промышленных предприятий, входящих в кластер промышленности строительных материалов в пгт Подгоренский;

- создание предприятий обслуживания приграничных инфраструктур.

Развитие производительных сил в Борисоглебском управленческом округе (Борисоглебский городской округ, Новохоперский, Поворинский, Грибановский, Терновский муниципальные районы) предполагает:

- повышение роли г. Борисоглебска как субрегионального и межрайонного центра, использование его производственно-технологического потенциала (машиностроение, АПК), усиление его роли как делового центра;