Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ (ПЛАНА) РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

4. Развитие и размещение производительных сил в сельском хозяйстве


Для территории Воронежской области существенным отличием является высокий удельный вес земель сельскохозяйственного назначения (80,2% на 2013 год) и высокая роль сельского хозяйства в региональной экономике, что обусловливает необходимость повышенного внимания к институциональным аспектам распределения земельных ресурсов.

Положительные тенденции динамики сельскохозяйственных земель отмечаются в 7 районах из 32.

На долю государственной и муниципальной собственности сельскохозяйственных земель в Воронежской области приходится 32,3% (на 2013 год). Прогноз на 2020 - 2030 годы показывает стабилизацию данной доли. В целом в области имеет место тенденция уменьшения площади государственных и муниципальных земель. Тенденции увеличения доли государственной и муниципальной собственности прослеживаются в 14 районах из 32. В наибольшей степени изменения коснулись районов, близких к областному центру.

В сложившихся условиях наиболее перспективным является рассмотрение инновационного сценария размещения и развития сельскохозяйственного производства в регионе до 2020 года и на период до 2030 года, который предусматривает:

- разработку организационно-экономического механизма размещения и специализации сельскохозяйственного производства в регионе;

- улучшение экономических отношений в целях повышения доходности сельхозтоваропроизводителей, в том числе использование компенсационных механизмов при удорожании материально-технических ресурсов;

- технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства, обеспечивающую повышение производительности труда и выравнивание уровня оплаты труда в аграрном секторе по отношению к среднему уровню ее в экономике региона;

- стимулирование восстановления посевных площадей и поголовья скота и птицы;

- существенное увеличение вложений в развитие инфраструктуры рынка с тем, чтобы обеспечить доступ к нему всем сельхозтоваропроизводителям;

- разработку и осуществление мер по коренному улучшению социальной инфраструктуры в сельской местности, созданию новых рабочих мест и значительному повышению занятости, квалификации кадров в целях устранения бедности сельского населения;

- совершенствование инвестиционной политики для обеспечения доступа к финансовым ресурсам основной части сельхозтоваропроизводителей;

- стимулирование развития кооперации и интеграции в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, материально-технического обеспечения аграрного производства и предоставления производственных услуг, кредитования.

В случае реализации инновационного сценария в растениеводстве целесообразно освоение интенсивных, ресурсосберегающих технологий, основанных на рациональном обновлении парка тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений до 120 - 140 кг в действующем веществе на 1 га посева, выполнении в полном объеме работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев семян высокоурожайных сортов и гибридов, устойчивых к болезням и вредителям.

Посевные площади основных сельскохозяйственных культур в целом по региону планируется увеличить за счет рационализации севооборота и вовлечения неиспользуемых земель к 2020 году и 2030 году по отношению к уровню 2012 года: по зерновым культурам - соответственно до 1450 и 1500 тыс. га, сахарной свекле - соответственно до 160 и 180 тыс. га, овощам - соответственно 25 и 30 тыс. га.

С учетом того, что площади подсолнечника в регионе в настоящее время превышают научно обоснованные нормы, предусматривается сокращение его посевов к 2020 году на 2%, к 2030 году - еще на 4%. Площади под картофелем стабилизируются и составят соответственно 105 и 102 тыс. га.

Согласно прогнозу объемы производства зерновых культур увеличатся с 3111 тыс. га в 2012 году до 4700 и 5000 тыс. тонн в 2020 году и 2030 году соответственно, валовые сборы сахарной свеклы составят 5000 и 6000 тыс. тонн соответственно, подсолнечника - 800 и 900 тыс. тонн соответственно, картофеля - 1500 и 1400 тыс. тонн соответственно, овощей - 500 и 600 тыс. тонн соответственно.

На прогнозируемый период поголовье крупного рогатого скота в регионе будет увеличиваться - к 2020 году оно достигнет 550 тыс. гол., к 2030 году - 700 тыс. гол., в том числе коров - 200 и 250 тыс. гол. соответственно, свиней - 850 и 1000 тыс. гол. соответственно, овец - 250 и 300 тыс. гол. соответственно.

В соответствии с условиями инновационного сценария производство молока в регионе с 742 тыс. тонн в 2012 году увеличится до 850 тыс. тонн к 2020 году и до 1065 тыс. тонн к 2030 году, мяса всех видов - с 330 тыс. тонн до 450 и 560 тыс. тонн, яиц - с 785 млн. шт. до 1200 и 1500 млн. шт., шерсти - с 299 тонн до 400 и 500 тонн.

Рост объемов сельскохозяйственного производства прогнозируется на основе рационального размещения сельскохозяйственного производства по почвенно-климатическим зонам и микрозонам. На территории области выделено 5 природно-экономических сельскохозяйственных микрозон (Северо-Западная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная, Юго-Западная). Размещение посевных площадей и объемов производства сельскохозяйственных культур представлено в приложении N 2 к Схеме (таблицы 2.23 - 2.24 и рисунки 2.19 - 2.23).

Проведенный анализ позволил установить, что для каждой микрозоны целесообразны собственные направления и инструменты развития. Так, для хозяйств восточной микрозоны целесообразно наращивание производства подсолнечника в границах максимально возможного насыщения севооборотов этой культурой. В северо-западной микрозоне почвенно-климатические условия наиболее благоприятны для производства зерновых культур и сахарной свеклы. Товарное картофелеводство и овощеводство сельхозпредприятиям целесообразно развивать на основе предприятий, сохранивших специализированные основные средства производства и мелиорированные земли, в пригородных зонах городского округа г. Воронеж, Борисоглебского городского округа, г. Павловска, г. Россоши и др., где имеются высококвалифицированные кадры картофелеводов и овощеводов.

Состояние и прогноз развития животноводства представлены на рисунках 2.24 - 2.25 и в таблицах 2.25 - 2.26 приложения N 2 к Схеме.

Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения в целом в регионе должно предусматривать формирование целостной концепции, обеспечивающей:

- установление функций и полномочий субъектов Российской Федерации в сфере управления земельными ресурсами, мониторинга, контроля за использованием и охраной сельскохозяйственных земель, взаимоотношений по данному вопросу с другими муниципальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- упорядочение земельного и градостроительного законодательства в части уточнения положений по территориальному и землеустроительному планированию использования и охраны земельных ресурсов региона, в том числе сельскохозяйственных земель, с устранением имеющихся в законодательстве разночтений, противоречий и дублирования;

- разработку стратегии инвестиционной политики в сфере управления земельными ресурсами, определения цен на земельно-оценочные услуги, поддержки предпринимательства, экономического стимулирования проведения комплексных мероприятий, предусмотренных проектной землеустроительной документацией;

- повышение эффективности в управлении земельными ресурсами;

- обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления земельными ресурсами, технических регламентов и стандартов, обеспечивающих гарантии прав на землю, рациональное использование и охрану земель, сохранность особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Для реализации концепции необходимо прежде всего создание комплексного институционального механизма совершенствования системы развития и размещения производительных сил, включающего нормативно-методический инструментарий. Целесообразно разработать, уточнить и дополнить следующие документы: