Анализ показал, что Воронежская область является одним из ведущих регионов страны в сфере предоставления научно-образовательных услуг. Происходящие в научной и образовательной сфере Воронежской области процессы в полной мере соответствуют общенациональным тенденциям, проявляющимся в повышении удельного веса образования, полученного дистанционно, обучении на очно-заочных и заочных отделениях и в сжатые сроки (экстернат).
Фактические и планово-прогнозные показатели развития научно-образовательного сектора области представлены в приложении N 2 к Схеме (таблица 2.58 и рисунки 2.30 - 2.31).
Формирование Воронежской агломерации как центра концентрации провайдеров образовательных услуг, относящихся к высшему и среднему профессиональному образованию, адресованных населению (в возрасте 17 - 25 лет) региона, других субъектов РФ и иностранных государств, позволит вовлечь в образовательные процессы около 400 тысяч человек.
Прогноз размещения пользователей образовательных услуг в очной и дистанционной форме представлен на рисунке 2.32 приложения N 2 к Схеме.
Прогнозируется равномерное заполнение образовательного поля, достигаемое за счет дистанционного получения образовательных услуг (высшее и дополнительное образование) пользователями в возрасте старше 25 лет, не имеющими профессиональных приоритетов, но стремящимися к повышению своего образовательного уровня. Численность данной категории пользователей образовательных услуг может достигать 500 тысяч человек.
Прогнозируется диверсификация экономики области, проявляющаяся в одновременном развитии следующих центров регионального развития: центров культурных событий, центров аграрного производства, логистического, научно-образовательного, телекоммуникационного, информационного, промышленного центров (таблица 2.59 и рисунки 2.33 - 2.35 приложения N 2 к Схеме).
Целью совершенствования размещения и взаимодействия производительных сил научно-образовательного блока является способствование формированию в регионе экономики инновационного типа. Для достижения указанной цели, а также целого ряда промежуточных целей в ходе исследования были определены тенденции происходящих в научно-образовательной сфере процессов и разработаны механизмы взаимодействия их участников.
Так, в качестве основных тенденций, происходящих в научно-образовательной сфере Воронежской области, процессов и вызываемых ими изменений было выделено следующее:
1) равномерное заполнение инновационного пространства k-агентами (образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, оказывающими образовательные услуги в дистанционной форме, и предприятиями, не относящимися к сфере образования, но предоставляющими лицензированные дополнительные образовательные услуги своим работникам, в том числе потенциальным). Развитие дистанционных форм обучения превращает ограниченность интеллектуальных ресурсов в относительную и создает поле для возникновения интеграционных образований в районах локализации субъектов, отличающихся высокой значимостью для региональной экономики;
2) индикативное планирование развития научно-образовательного потенциала региона, находящее свое проявление в совместной разработке исполнительными органами государственной власти, НИИ, вузами, предприятиями малого бизнеса, промышленными предприятиями, ведущими активную инновационную деятельность, соответствующих нормативных документов, стратегических планов и программ;
3) диверсификация производства субъектов региональной экономики, являющаяся средством минимизации предпринимательских рисков и повышения эффективности (результативности) производства продукции и оказания услуг;
4) изменение плотности научно-образовательного пространства региона, вызванное территориальной локализацией центров регионального развития. В ходе исследования было проведено центрирование Воронежской области и выделены центр культурных событий, центр аграрного производства, промышленный, логистический, информационно-телекоммуникационный, научно-образовательный центры. Центрирование региональной экономики обусловлено размещением предприятий, организаций и производств, занимающих лидирующее положение на рынке выпускаемой продукции;
5) развитие инновационных производств с замкнутым технологическим циклом, приводящее к установлению интеграционных связей между организациями, занимающимися ресурсным обеспечением, предприятиями и организациями, непосредственно осуществляющими инновационную деятельность, а также участниками региональной экономики, специализирующимися на продвижении и распространении инноваций и продуктов инновационной деятельности.
В ходе исследования было установлено, что в научно-образовательном пространстве Воронежской области наблюдаются интеграционные процессы, способствующие достижению ее субъектами собственных целей, а также обеспечивающие развитие региональной социально-экономической системы. Особенности размещения организаций научно-образовательной сферы в Воронежской области проявляются в равномерном заполнении образовательного пространства региона k-агентами, территориальной локализацией организаций научно-образовательной сферы в районах, позиционируемых как центры регионального развития, преимущественно в Воронежской агломерации.
Сохранение указанных выше тенденций, а также реализация механизмов развития интеграционных процессов способны привести к возникновению в регионе наиболее совершенных форм интеграционного взаимодействия организаций научно-образовательной сферы, таких как научно-производственный кластер и инновационный комплекс.
Механизм развития интеграционных процессов представляет собой совокупность действий, активизирующих субъекты региональной экономики и побуждающих их к вступлению в интеграционные отношения в наиболее перспективных формах.
С учетом общего уровня инновационного развития региона, его высокого научного потенциала, степени охвата субъектов региональной экономики научными исследованиями и разработками, уровня распространения знаний и образовательных услуг, а также других факторов, был сделан вывод о том, что в регионе имеется структурный перекос в сторону исследований и разработок, при этом субъекты региональной экономики испытывают потребность не столько в инновациях, сколько в знаниях, позволяющих их реализовывать. Другими словами, образовательный уровень человеческих ресурсов, расположенных на территории региона, предприятий и организаций, является недостаточным для эффективного применения на практике технологических, продуктовых и иных инноваций. В этой связи наиболее важными оказываются k-агенты, оказывающие образовательные услуги, чье участие в интеграционных процессах является, с одной стороны, определяющим, а с другой - лимитирующим.
Механизм развития интеграционных процессов с участием научно-исследовательских и образовательных учреждений региона предполагает использование следующих инструментов.
1. Выявление мотивированной потребности в развитии интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона. Задачами применения данного инструмента являются: выявление "критической массы" предприятий и организаций, испытывающих потребность в интеграционном взаимодействии, популяризация преимуществ развития интеграционных процессов. Осуществлением процедур и мероприятий, позволяющих выявить потребность субъектов региональной экономики в интеграционном взаимодействии, следует заниматься исполнительным органам государственной власти, наделенным полномочиями осуществлять мониторинг соответствующих подсистем региональной социально-экономической системы.
2. Совершенствование организационных условий развития научно-образовательной сферы региона посредством создания структурного подразделения исполнительных органов государственной власти, инициирующего интеграционные процессы на основе аналитических заключений и рекомендаций, предоставляемых k-агентами (научно-исследовательскими организациями, научными центрами, университетами). Функциями такого подразделения должны стать: определение участников интеграционных процессов, создание благоприятных для развития интеграционных процессов условий, ресурсное (в том числе финансовое) обеспечение интеграционного взаимодействия, поддержка сформированных в инновационной среде региона интеграционных структур.
3. Разработка и распространение образовательных услуг, а также результатов научных исследований и разработок.
4. Привлечение средств, необходимых для развития научно-образовательной сферы региона путем вовлечения в интеграционные процессы заинтересованных в получении знаний субъектов региональной экономики.
5. Создание и совершенствование объектов инфраструктуры, предполагающие создание и (или) развитие объектов инженерной, транспортной, социальной, информационно-коммуникационной, интеллектуальной и инновационной инфраструктуры. Наряду с агентами-проводниками к использованию данного инструмента должны быть привлечены k-агенты, предоставляющие образовательные услуги высшего и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные услуги и формирующие систему подготовки и переподготовки кадров.
6. Реформирование действующих интегрированных структур, развитие интеграционных процессов, обеспечение эффективного взаимодействия участников интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона.
7. Формирование регионального научно-производственного кластера, представляющего собой мотивированное взаимодействие субъектов научно-образовательной сферы региона без образования отдельного юридического лица в процессе совместного создания ценности с целью более эффективного использования ресурсов и получения синергетического эффекта за счет сочетания конкуренции, кооперации и интеграции участников региональной экономики. Использование данного инструмента представляется возможным благодаря преимуществам, которые достигаются субъектами региональной экономики в результате вступления в интеграционные связи, таким как повышение эффективности производства, минимизация издержек, повышение конкурентоспособности предприятия (организации) и выпускаемой им продукции (оказываемых услуг). Сосредоточение в регионе конкурентоспособных предприятий и организаций, вовлеченных в интеграционные процессы, является проявлением интеграционного взаимодействия кластерного типа.
Результатом применения данного механизма является развитие интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона - формирование регионального инновационного комплекса, объединяющего образовательную сферу, сферу исследований и разработок, предпринимательскую сферу и сферу инновационной инфраструктуры.
Разработанный механизм раскрывает перспективы развития интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона, способствующие переходу региональной экономики к инновационному типу развития и превращению территории региона в единую интегрированную структуру, создающую наиболее благоприятные условия для осуществления ее участниками когнитивной деятельности.
В ходе исследования было установлено, что интеграционные процессы способствуют развитию научно-образовательной сферы региона, при этом развитие самих интеграционных процессов нуждается в регулировании. В качестве субъекта управления формированием и развитием интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона рассматриваются структурные подразделения исполнительных органов государственной власти.