ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 года N 340
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 20 МАЯ 2013 ГОДА N 201 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.10.2023 N 678.
____________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Определить Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Утвердить прилагаемые изменения в государственную программу Удмуртской Республики "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 мая 2013 года N 201 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 13 июля 2015 года N 340
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"
1. В паспорте государственной программы:
строку "Задачи государственной программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"содействие в развитии научно-технической и производственной кооперации; развитие системы подготовки, переподготовки, подбора и адаптации научных и инженерных кадров; развитие инновационной инфраструктуры";
строку "Подпрограммы государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Развитие инновационного территориального кластера "Удмуртский машиностроительный кластер";
строку "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Ресурсное обеспечение государственной программы | Объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 898238,2 тыс. рублей, в том числе: |
".
2. Дополнить подразделом 2.6 следующего содержания:
"2.6. Подпрограмма "Развитие инновационного территориального кластера "Удмуртский машиностроительный кластер"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | Развитие инновационного территориального кластера "Удмуртский машиностроительный кластер" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики |
Соисполнители подпрограммы | Не предусмотрены |
Срок реализации подпрограммы | 2015 - 2020 годы |
Этапы реализации подпрограммы | Не предусматриваются |
Цель подпрограммы | Создание благоприятных условий для развития инновационного территориального кластера "Удмуртский машиностроительный кластер" (далее - Кластер), способствующих развитию реального сектора экономики, пополнению консолидированного бюджета Удмуртской Республики, обеспечению занятости населения Удмуртской Республики |
Задачи подпрограммы | Содействие выявлению научно-технических достижений прикладного характера; |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | Численность работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного образования в области управления инновационной деятельностью, а также по направлениям реализации подпрограммы, человек на конец года; |
Ресурсное обеспечение подпрограммы | Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 20143,8 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели эффективности | Повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики; |
2.6.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы и прогнозы развития Кластера
На территории Удмуртской Республики функционируют около 40 тысяч предприятий и организаций, на которых занято более 524 тысяч человек (1,1 процента от занятых в России).
Количество промышленных предприятий - более 4 тысяч (10,8 процента от всех предприятий и организаций Удмуртской Республики), численность персонала промышленных производств - 150,9 тысячи человек (28,8 процента от занятых в Удмуртской Республике).
В структуре промышленности республики основная доля приходится на обрабатывающие производства - 56 процентов, добывающие - 35,8 процента, энергетику - 8,2 процента.
В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых в 2014 году Удмуртская Республика занимала 17 место в России (в Приволжском федеральном округе - 6), по обрабатывающим производствам - 33 (8), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 42(9).
По темпам роста обрабатывающей отрасли, темпам роста производства машин и оборудования, текстильного и швейного производства, производства транспортных средств и оборудования среди регионов Приволжского федерального округа Удмуртия занимает лидирующие позиции.
По объемам внутреннего регионального продукта на душу населения Удмуртская Республика в 2013 году занимала 38 место в рейтинге субъектов Российской Федерации, по сумме налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году - 25 место.
Однако в 2014 году, как и в целом по Российской Федерации, экономическое развитие замедлилось в первую очередь в связи со снижением как инвестиционного, так и потребительского спроса.
Таблица 9
Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Валовой региональный продукт | 94,0 | 104,7 | 104,8 | 103,3 | 102,7 | н/д |
Промышленное производство | 95,1 | 106,1 | 110,1 | 102,6 | 101,8 | 100,9 |
Инвестиции в основной капитал | 71,4 | 122,1 | 119,6 | 97,7 | 115,8 | 103,6 |
Прежде всего для повышения экономического роста и обеспечения устойчивости развития экономики необходимы модернизация и инновационное развитие предприятий реального сектора экономики, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Для решения поставленных задач необходимо увеличение объема инвестиций в экономику региона, создание и модернизация рабочих мест, развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.
По итогам 2013 года научно-инновационный сектор Удмуртии характеризовался следующими показателями:
число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, - 33;
объем внутренних затрат на исследования и разработки - 1097 млн. рублей, в процентах от валового регионального продукта - 0,3 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,1 процента);
численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, - 1636 человек, из них доля работников, имеющих степень доктора наук и кандидата наук, - 15 процентов;
удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, - 9,5 процента;
объем затрат на технологические инновации - 4928,5 млн. рублей, или 1,2 процента к валовому региональному продукту;
объем инновационных товаров, работ и услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг - 4,9 процента (15911 млн. рублей).
Востребованность региона в инновациях, коммерциализации научных и научно-технических результатов продолжает оставаться высокой.
В рамках реализации инновационной политики в Удмуртской Республике обеспечивается формирование и развитие территорий с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом, в том числе элементами действующей и развиваемой инновационной инфраструктуры являются: автономное учреждение "Республиканский бизнес-инкубатор", муниципальное бюджетное учреждение "Глазовский бизнес-инкубатор", бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова" (далее - ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова"), автономная некоммерческая организация "Региональный научно-технологический парк "Удмуртия", Центр трансфера технологий федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт механики Уральского отделения Российской академии наук" (далее - ФГБУН "Институт механики УрО РАН"), технопарк "Ижробо" ФГБОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова", ООО "Инжиниринговая компания "Специальные технологии формирования поверхности с заданными свойствами", Региональный центр инжиниринга Удмуртской Республики (далее - РЦИ), Инновационная инфраструктура федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВПО "УдГУ"), в стадии создания Республиканский центр кластерного развития и нанотехнологический центр Удмуртии.
Инвестиционная привлекательность Удмуртской Республики определяется близостью к основным промышленным центрам Урала, мощным комплексом обрабатывающих производств, металлургии и машиностроения, высоким инженерным и научным потенциалом, наличием ведущих технических высших учебных заведений (далее - вуз) России на территории региона, наличием научно-исследовательских центров и другими факторами.
Предпосылки для создания Кластера как конкурентоспособной многопрофильной территории инновационного развития в Удмуртии:
наличие ключевых предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве и развитии кооперации в рамках Кластера;
кооперационные и другие связи между организациями - участниками Кластера имеют определенные традиции, отработан механизм взаимодействия, высокий уровень доверия;
достаточно высокий инновационный уровень многих предприятий и организаций - участников Кластера;
высокая экспортная составляющая в продукции Кластера позволяет говорить о его конкурентоспособности;
ведущие менеджеры организаций - участников Кластера готовы к деятельности в условиях растущего сотрудничества и конкуренции в интересах активного развития собственного бизнеса;
предприятия Удмуртии занимают ведущее положение в России по выпуску стрелкового вооружения. Данный сегмент обеспечивает от 1,5 до 3 процентов промышленного производства в регионе, а хозяйственные связи обеспечивают развитие смежных отраслей;
Удмуртская Республика обладает высоким научно-техническим потенциалом в создании нового поколения технологий и оборудования по импортозамещению производства изделий с повышенными эксплуатационными характеристиками;
в Удмуртской Республике сформировано и успешно функционирует новейшее отраслевое направление - беспилотные системы;
сохранено и успешно развивается направление, связанное с разработкой новых технологий металлообработки, проектов промышленных процессов и производств в машиностроении "под ключ", разработкой и производством высокотехнологичных станков с числовым программным управлением (далее - ЧПУ) специального назначения, ремонтом, модернизацией и сервисным обслуживанием станков, разработкой и поставкой на предприятия станков нового поколения;
значительный научно-производственный потенциал в производстве сырья для композитной отрасли, которая может стать драйвером роста для сложившихся, а также новых отраслевых направлений Кластера;
опыт региона по реализации промышленных проектов по выпуску нанокомпозитной продукции;
государственные органы власти Удмуртии заинтересованы в кластерном подходе к развитию экономики региона, что способствует развитию кооперации и сотрудничества между группами предприятий;
в регионе действует нормативно-правовая база, стимулирующая деловую активность малого и среднего предпринимательства;
в Удмуртии сложилась инновационная инфраструктура поддержки бизнеса;
создание и развитие в Удмуртии Кластера обусловлено наличием научно-исследовательских центров (научно-исследовательский технологический институт "Прогресс" (далее - НИТИ "Прогресс"), ФГБУН "Институт механики УрО РАН", Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Физико-технический институт" Уральского отделения Российской академии наук (далее - ФГБУН "ФТИ" УрО РАН) и университетов (ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" и ФГБОУ ВПО "УдГУ"), что позволит развивать инновационную среду и сегмент инновационного бизнеса, включающий как разработки, так и производство продукции по приоритетным для Кластера научно-техническим направлениям;
система профессионального образования имеет необходимые кадры и опыт подготовки кадров для соответствующих секторов экономики.
В настоящее время в состав организаций, являющихся участниками Кластера, включены организации, обеспечивающие его формирование и развитие в соответствии со специализацией, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, а также органы исполнительной государственной и муниципальной власти Удмуртской Республики (далее - участники Кластера).
Перечень участников Кластера указан в таблице 10.
Всего в организациях - участниках Кластера по специализации работают 64 тысячи человек, в том числе порядка 700 человек заняты исследованиями и разработками, что составляет 40 процентов от общего числа занятых научными исследованиями и разработками в Удмуртской Республике.
В 2014 году общий объем произведенной продукции (товаров, работ, услуг) организациями - участниками Кластера составил более 90 млрд. рублей.