Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

III. Перечень ключевых проблем инновационного развития для их решения в рамках Стратегии


В формировании национальной инновационной системы Российской Федерации существенную роль играют регионы, во многих из которых активно идут процессы инновационного развития. При этом каждый регион подходит к решению задач научно-технического и инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций и возможностей, места в системе разделения труда, различий в природно-климатических условиях, экономическом и социокультурном развитии.

На основе вышеприведенного обзора необходимо отметить следующие ключевые проблемы сферы инновационного развития Удмуртской Республики для их решения в рамках настоящей Стратегии:

1) несоответствие ряда предложений научно-технических разработок вузов, научных учреждений спросу на инновации в реальном секторе экономики;

2) низкая конкурентоспособность вузов, НИИ республики в сравнении с научными организациями других регионов;

3) дифференциация вузов, НИИ по объемам выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, практически нулевая результативность отдельных вузов;

4) несбалансированность развития науки и образования при значительном росте вузовского и послевузовского образования, недостаточные темпы увеличения численности занятых в сфере исследований и разработок;

5) снижение спроса на образовательные услуги вузов республики, что ведет к оттоку молодежи в вузы других регионов;

6) несоответствие уровня и направленности подготовки современных кадров в высших и средне-специальных учебных заведениях запросам реального сектора экономики Удмуртской Республики;

7) отток инновационно-активных предпринимателей Удмуртской Республики в развитые соседние регионы, активно стимулирующие инновационную деятельность;

8) дефицит подготовленных предпринимателей - инновационных менеджеров, способных к успешной деятельности по коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

9) недостаточная инновационная активность крупного бизнеса по отношению к стартапам;

10) существенная потеря рынков высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, которая привела к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий и низкому уровню восприимчивости компаний к новым технологическим решениям;

11) недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, ограниченная бюджетными и организационными возможностями;

12) отсутствие моделей и инструментов, эффективно интегрирующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в экономическую деятельность предприятий, в региональные и корпоративные инвестиционные программы;

13) дефицит частных инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентация на пассивные инновации (приобретение готового оборудования), недостаточная вовлеченность в процессы инновационного развития республики как крупного, так малого и среднего бизнеса;

14) несформированность эффективной системы управления инновационным развитием Удмуртской Республики, ориентированной на долгосрочную перспективу, определяющей четкие направления и перспективы развития, включающей механизмы регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего "свертывания" таких инициатив;

15) низкий уровень взаимодействия бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, особенно в слабоконцентрированных и новых формирующихся секторах экономики, например, секторах информационных технологий и приборостроения;

16) недостаточная эффективность региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

17) проблема сбора достоверных и сопоставимых статистических данных о развитии инновационной сферы в регионе.

Обобщая вышеизложенное, основными группами ключевых проблем в сфере инновационного развития для республики являются:

недостаточная эффективность использования научно-технического потенциала, низкий уровень генерации научно-технических разработок;

недостаточная эффективность качества государственного регулирования в сфере инноваций;

низкий спрос на инновации в экономике и его неэффективная структура, избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок;

отток кадров и технологий в другие регионы.