Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3. Формирование и развитие сектора исследований и разработок


Необходимым условием развития инновационной деятельности является формирование опережающего научного задела, который обеспечивает воспроизводство инновационного цикла, позволяет на основе научно обоснованного прогнозирования решать стоящие перед экономикой и социальной сферой региона задачи комплексного развития.

В долгосрочной перспективе необходимо сформировать эффективную научно-техническую систему, обеспечивающую постоянный научно-технический прогресс и рост качества жизни на основе внедрения в практику как лучших мировых, так и собственных достижений. Соответственно, целью государственной политики в сфере науки является создание инновационного научно-технического комплекса, ориентированного на производство конкурентоспособной научной и инновационной продукции, обеспеченного достаточными финансовыми ресурсами и способного содействовать эффективному освоению достижений науки и техники в интересах всех отраслей экономики республики.

Ближайшими задачами при этом являются внедрение системы государственного заказа науке, активизация инновационной деятельности, формирование механизмов трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, реализующие потребности предприятий и организаций реального сектора экономики, создание условий, способствующих производству и реализации инновационной научно-технической продукции предприятиями и организациями региона.

В числе задач на ближайшие годы - обеспечение необходимых условий для сохранения и развития научно-технического потенциала региона, концентрация ресурсов на приоритетных для экономики Удмуртской Республики направлениях исследований и разработок. Важнейшим условием развития науки в республике является интеграция научного потенциала учреждений академии наук, высшей школы, сектора научно-технических и конструкторских подразделений отраслевых институтов и высокотехнологичных предприятий региона. Кроме того, необходимо решение вопросов обеспечения достойного уровня жизни ученых, условий для подготовки молодых ученых, формирование ресурсов научно-технической информации и развитие нормативной базы науки.

При выборе приоритетов научных исследований необходимо учитывать такие критерии, как поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых и перспективных отраслей экономики республики, социальное, политическое и национально-культурное развитие региона; активизация исследований, соответствующих мировому и отечественному уровню, становление новых направлений исследований, которые будут определять технологическую и экономическую конкурентоспособность Удмуртской Республики в 21 веке. Выбор приоритетов научных исследований должен основываться на изучении проблем производственного комплекса республики в целом и конкретных технологических проблем на уровне предприятий, спроса на научные исследования общереспубликанской значимости.

Важным направлением реформирования научно-технической сферы республики является интеграция академической науки и высшей школы. Проводимые реформы должны способствовать установлению более тесной связи сохранившейся части оборонного сектора науки с экономикой республики и ее ориентации на разработку и распространение технологий двойного назначения, предусматривать действенное стимулирование межотраслевых и межрегиональных научно-исследовательских групп для решения конкретных проблем. Необходимо в этом направлении более тесно взаимодействовать с соответствующими федеральными организациями.

Государственную инновационную политику нельзя рассматривать только как дополнительную финансовую поддержку отдельных проектов. Необходима активная долгосрочная деятельность, стратегическими направлениями которой являются создание республиканской инновационной системы, государственный протекционизм отечественных технологий и разработок, формирование и защита рынка научно-технической продукции, обеспечение качества продукции. Целесообразно организовать взаимодействие с вузами республики в целях формирования и сопровождения крупных инновационных проектов.

Необходимо уделять должное внимание созданию благоприятных условий для развития как государственных, так и негосударственных научных организаций, укреплению связей между научно-исследовательскими институтами и вузами. Формирование научно-образовательных и научно-производственных комплексов должно стать одним из важных способов установления взаимосвязей между наукой и высшим образованием, наукой и производством, ускорения реализации результатов научных исследований, концентрации кадрового потенциала и финансовых ресурсов для решения насущных проблем социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Развитая система подготовки научных кадров - основа воспроизводства научно-технического потенциала республики. Однако отток молодежи из научной сферы серьезно изменил кадровый состав науки.

Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда, что связано с уровнем его оплаты, с поощрением достижений научных работников, особенно молодых ученых, в области науки и техники.

Действенным механизмом кадровой политики призвана стать контрактная система, которую следует использовать при решении проблемы трудоустройства молодых специалистов. Необходимо усилить роль системы аттестации и поощрения научных кадров для выявления наиболее талантливых исследователей.

Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями республики и приоритетами развития научно-технической сферы. Необходимо создать новые возможности для подготовки кадров в ведущих вузах и научных центрах России и за рубежом, практиковать подготовку специалистов для научно-исследовательской работы из числа наиболее перспективных студентов вузов по индивидуальным концепциям с углубленным изучением методик проведения научно-исследовательских работ, организации научной деятельности.

Целью направления является повышение конкурентоспособности региона за счет роста научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и практике социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Стратегические задачи по данному направлению:

1) развитие организационных, правовых и финансовых механизмов развития науки и научно-технической деятельности в Удмуртской Республике;

2) существенное увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышение активности участия научных и образовательных учреждений в федеральных программах, программах развития организаций и предприятий Удмуртской Республики;

3) содействие развитию на территории Удмуртской Республики институтов защиты интеллектуальной собственности;

4) развитие технологической базы научно-образовательных учреждений (лабораторное и экспериментальное оборудование, оснащение учебных аудиторий, научно-исследовательских, инновационных центров), создание центров коллективного пользования и центров компетенций в научно-технической сфере;

5) развитие инфраструктуры при вузах по поддержке научно-технической деятельности;

6) создание стимулов и условий для повышения качества научно-технического творчества научных сотрудников и качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентация исследований и разработок на проблемы инновационного и инвестиционного развития Удмуртской Республики;

7) проработка возможных форм кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, установление прямых контактов с предприятиями;

8) концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного и инвестиционного развития экономики, направленных на решение ключевых проблем в Удмуртской Республике;

9) организация совместной работы по развитию в Удмуртской Республике малого предпринимательства в научно-технической сфере, в том числе инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ, и реализации научно-инновационных проектов с Фондом содействия на основании Соглашения о взаимодействии от 16 июня 2011 года N 1-435/7;

10) организация совместной работы по реализации в Удмуртской Республике программы "Модернизация образования современными технологиями" ("МОСТ"), учрежденной и осуществляемой Фондом содействия.