Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2015 года N 249

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 января 2017 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 30.01.2017 N 21.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 61, от 28.12.2016 N 366)

Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие промышленного потенциала".

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ






Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 18 августа 2015 года N 249

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА"

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 61, от 28.12.2016 N 366)


 I. Паспорт государственной программы Республики Алтай

(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 61)

Наименование государственной программы (далее также - программа)

Развитие промышленного потенциала

Администратор программы

Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай

Соисполнители программы

Министерство образования и науки Республики Алтай;

Министерство регионального развития Республики Алтай;

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай

Сроки реализации программы

2016 - 2021 годы

Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа

Обеспечение высоких темпов экономического роста в Республике Алтай

Цель программы

Развитие промышленного потенциала

Задачи программы

Обеспечение развития отдельных отраслей промышленности;

обеспечение создания условий развития промышленности и улучшения инвестиционного климата

Подпрограммы программы, обеспечивающая подпрограмма программы

Развитие отдельных отраслей промышленности;

Обеспечение создания условий развития промышленности и улучшения инвестиционного климата;

Обеспечивающая подпрограмма отсутствует

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 366)

Целевые показатели программы

Индекс промышленного производства;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на душу населения;

доля экономически активного населения, занятого в промышленном производстве

Ресурсное обеспечение программы

Объемы бюджетных ассигнований в целом на реализацию программы составят 33391,3 тыс. рублей, в том числе:

а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составят 33391,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 12203,3 тыс. рублей;

2017 год - 4237,6 тыс. рублей;

2018 год - 4237,6 тыс. рублей;

2019 год - 4237,6 тыс. рублей;

2020 год - 4237,6 тыс. рублей;

2021 год - 4237,6 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составят 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 0 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 0 тыс. рублей;

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составят 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 0 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 0 тыс. рублей;

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет средств иных источников (справочно) составят 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год - 0 тыс. рублей;

2017 год - 0 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 0 тыс. рублей;

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 366)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы к концу 2021 года целевые показатели программы достигнут следующих значений:

индекс промышленного производства составит 103,1 процента по отношению к уровню 2020 года;

объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на душу населения составит 44800 рублей;

доля экономически активного населения, занятого в промышленном производстве, - 53%

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 366)


 II. Характеристика сферы реализации государственной программы


Новые цели, задачи и приоритеты, поставленные Законом Республики Алтай от 8 июня 2015 года N 19-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года", обозначают необходимость развития специализации и конкурентных преимуществ экономики, ускоренное развитие экономики за счет расширения инвестиционной составляющей и существенного улучшения инвестиционного климата в регионе.

В связи с чем на период 2016 - 2021 годов необходима концентрация развития отдельных направлений промышленности, в том числе по сферам, которые позволят осуществить мероприятия по импортозамещению, модернизации сельскохозяйственного производства, преодолеть технологическую отсталость, барьеры для развития новой экономики и структурную перестройку хозяйства.

Промышленность в настоящее время не является отраслью, определяющей специализацию республики. Ее доля в валовом региональном продукте на протяжении последних 4 лет составляет порядка 14 процентов, на предприятиях работает 8 процентов от среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по полному кругу предприятий.

Промышленный комплекс республики по итогам 2014 года насчитывает порядка 442 предприятий или 9 процентов от общего количества предприятий и организаций. Исходя из данных отгрузки промышленной продукции, указанный показатель за 4 квартал 2014 года составил 1,23 млрд рублей. Согласно прогнозным данным, по итогам 2014 года отгрузка составит порядка 4,7 млрд рублей. Индекс промышленного производства за 4 квартал 2014 года составил 97,8 процента. В структуре промышленного производства в Сибирском федеральном округе доля Республики Алтай в 2013 году составила 0,1 процента.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на душу населения по итогам 2014 года составил 64,8 тыс. рублей.

В перспективе, в том числе с учетом задач Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, Инвестиционной стратегии Республики Алтай, развитие промышленности предполагается как развитие отрасли обеспечивающего сектора таких ведущих кластеров, как туристский и санаторно-оздоровительный.

Таким образом, в рамках программы предполагается аккумулировать мероприятия, направленные на:

повышение конкурентоспособности сельского хозяйства путем развития пищевой промышленности, формирования производственной базы для построения биофармацевтического кластера, поддержки глубокой переработки сельскохозяйственного и лекарственно-технического сырья Республики Алтай;

развитие добычи и переработки полезных ископаемых, развитие глубокой переработки леса;

развитие легкой промышленности;

создание промышленного парка и улучшение инвестиционного климата в Республике Алтай.


Легкая промышленность


Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 процентов производимой продукции.

С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно рынок потребительских товаров и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель - задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.

Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимают текстильная, швейная и меховая отрасли - около 75 процентов, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет около 45 процентов, на швейные изделия и изделия из меха приходится порядка 30 процентов, на продукцию кожевенно-обувного производства - около 25 процентов.

Легкая промышленность в Республике Алтай представлена преимущественно мелкими ателье по пошиву изделий по индивидуальным заказам населения. Имеется несколько предприятий по переработке шерсти и изготовлению изделий из нее, цех по производству валяной обуви, шорно-седельных изделий и малое предприятие по производству школьной формы и корпоративной одежды. В отличие от других отраслей промышленности легкая промышленность в Республике Алтай ориентирована на внутренний рынок и индивидуальные заказы.

Отгрузка товаров собственного производства по виду экономической деятельности "Текстильное и швейное производство" по полному кругу производителей за 2014 год составила 4,7 млн рублей, за 2013 год - 6,3 млн рублей.

Индекс производства по виду экономической деятельности "Текстильное и швейное производство" по полному кругу производителей за 2014 год составил 47,9 процента, за 2013 год - 87,8 процента.


Горнодобывающая промышленность


Возможность устойчивого развития Республики Алтай, как самостоятельного субъекта Российской Федерации, тесно связана с наличием и рациональным использованием природных богатств как рекреационных, так и минерально-сырьевых.

Горнодобывающий комплекс Республики Алтай по добыче полезных ископаемых представлен 32 предприятиями. В Республике Алтай имеются 2 завода по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, десяток асфальтобетонных заводов, а также добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии. На многих предприятиях с 80-х годов прошлого столетия не осуществлялась модернизация и техническое перевооружение, в производственном процессе не применяется современная техника и оборудование для добычи, обогащения и переработки сырья, энергосберегающие технологии.

Следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:

1) неудовлетворительное финансирование геологоразведочных работ не позволяет добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов, снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений;

2) способствовать обновлению фондов горнодобывающих предприятий с целью повышения конкурентоспособности производимой ими продукции, снижению уровня отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накоплению отсевов и отходов.

Минерально-сырьевая база республики представлена востребованными полезными ископаемыми, добыча которых ведется немногочисленными предприятиями. Для решения данной проблемы наиболее оптимальным является создание кластера горнодобывающей промышленности, который представляет собой объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости.

Особенностью Республики Алтай, как горной территории, является обеспечение баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, между удовлетворением потребностей нынешнего поколения и сохранением таких возможностей для будущих поколений. Актуальность этой проблемы определяется, прежде всего, чрезвычайной уязвимостью горных экосистем при развитии отраслей экономики, в том числе добычи и переработки полезных ископаемых.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай, число организаций по разделу C "Добыча полезных ископаемых" в 2014 году составило 37. В сравнении с 2013 годом произошло снижение на 1 предприятие.

Доля предприятий по разделу C "Добыча полезных ископаемых" в общем количестве предприятий и организаций в 2014 году составила 0,72 процента, что на 0,03 процента ниже уровня 2013 года.

Индекс производства по разделу C "Добыча полезных ископаемых" в 2014 году составил 87,4 процента к соответствующему периоду 2013 года. Произведено продукции на 12,6 процента меньше аналогичного периода 2013 года, в том числе добыча и обогащение медной руды - на 12,4 процента, добыча гравия и песка - на 20,9 процентов.

В 2014 году по разделу C "Добыча полезных ископаемых" объем отгруженных товаров собственного производства составил 570,9 млн рублей. Темп роста к 2013 году составил 100,1 процента.


Лесопромышленное производство


Республика Алтай располагает богатыми лесосырьевыми ресурсами, которые представляют собой важную часть экономического потенциала региона и обеспечивают условия организации различных производств по заготовке и переработке древесины.

Предприятия отрасли в основном сосредоточены в муниципальном образовании "Турочакский район" и муниципальном образовании "Чойский район".

Лесоперерабатывающая промышленность представлена, в основном, мелкими лесопильными предприятиями и отдельными лесорамами подсобных производств в строительстве и сельском хозяйстве, техническое состояние которых не отвечает современным требованиям и не обеспечивает производство конкурентоспособной продукции. В республике нет лесопильных предприятий с полным циклом механизированной обработки, включая сушку, сортировку, маркировку, упаковку и более глубокую переработку этих пиломатериалов. Основное технологическое оборудование - морально устаревшие пилорамы.

Морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, используемое на предприятиях отрасли, является одной из главных причин низкой конкурентоспособности продукции и влечет за собой снижение объемов производства.

Одной из проблем является недостаточно развитая инфраструктура лесопромышленного комплекса, ограничивающая рост объемов производства в данной отрасли.

Развитие лесопромышленного комплекса базируется на формировании системы рационального лесопользования имеющихся ресурсов и совершенствования системы их восстановления.

Учитывая ограниченную возможность привлечения финансовых средств, упор будет сделан на реализацию организационных мер и создание нормативно-правовой базы.

Реализация мероприятий программы предполагает рост конкурентоспособности продукции и увеличение объемов производства предприятиями лесного комплекса.

Индекс производства по подразделу DD "Обработка древесины и производство изделий из дерева" в 2014 году составил 92,6 процента к соответствующему периоду 2013 года.

В 2014 году по подразделу DD "Обработка древесины и производство изделий из дерева" объем отгруженных товаров собственного производства составил 93,9 млн рублей. Темп роста к 2013 году составил 85,4 процента.

В 2014 году заготовлено 128,05 тыс. плотных куб. м необработанной древесины, что составило 98,1 процента к аналогичному периоду прошлого года, в том числе бревен хвойных пород - 74,7 тыс. плотных куб. м (97 процентов), топливной древесины - 53,1 тыс. плотных куб. м (99,8 процента), пиломатериалов - 48,8 тыс. куб. м (100,1 процента), оконных блоков произведено 0,12 тыс. кв. м (36,4 процента), дверных блоков - 0,52 тыс. кв. м (86,7 процента).


Переработка сельскохозяйственной продукции и лекарственно-технического сырья


Республика Алтай является лидером среди субъектов Сибирского федерального округа по производству мяса на душу населения (241,3 кг в живом весе). В 2014 году производство скота и птицы на убой в живом весе составило 51,3 тыс. тонн (в убойном весе - 29,6 тыс. тонн).

По состоянию на 1 января 2015 года поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий составило:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»