В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р к объектам лесной инфраструктуры относятся лесные дороги, лесные склады и другие объекты, предназначенные для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Объекты лесной инфраструктуры, относящиеся к временным постройкам: сушилки, грибоварни, склады, временные сооружения для бытовых нужд и т.д.
Лесные дороги являются единственным объектом лесной инфраструктуры, который может создаваться при любых видах использования лесов.
В лесном реестре выделяются следующие виды дорог:
- железные дороги, в том числе ширококолейные, автомобильные дороги (с твердым покрытием и грунтовые);
- зимние дороги или зимники (дороги сезонного зимнего действия, которые бывают снежными, ледяными или снежно-ледяными);
- лесовозные дороги;
- лесохозяйственные дороги.
Лесовозные дороги предназначены для вывозки древесины к местам ее последующей переработки или временного хранения. Они могут быть постоянными (круглогодичного действия), сезонными или временными (лесовозные усы).
Основную лесовозную дорогу, связывающую лесной массив с нижним лесопромышленным складом, называют магистралью лесовозной дороги. Она обычно примыкает к путям сообщения, по которым древесину можно доставить потребителям. В свою очередь к магистрали прилегают ветки лесовозной дороги и лесовозные усы (последние могут выходить и на ветки лесовозной дороги). Покрытие лесовозных усов может быть из железобетонных плит, деревянных щитов на грунтовом или шпальном основании, из бревен на шпальном основании (в последнем случае лесовозный ус называют лежневой лесовозной дорогой).
Следует отметить, что основные лесовозные дороги (магистраль и прилегающие к ней ветки) после окончания срока вывозки древесины не подлежат сносу. Они должны быть переданы лицам, на которых возложена обязанность по организации использования лесов, а также по охране, защите и воспроизводству лесов.
Надобность во временных лесовозных дорогах (лесовозных усах) после завершения лесозаготовки отпадает, поэтому они должны быть снесены (разобраны), а занимаемые ими земли - рекультивированы.
Вывозка заготовленной древесины с лесосек осуществляется автомобильным транспортом, в зимнее время по лесовозным дорогам.
Лесные склады при лесозаготовках служат для временного хранения, первичной обработки круглого леса, частичной его переработки и отгрузки потребителям. В настоящее время такие лесные склады принято делить на:
- верхние;
- промежуточные;
- нижние.
Верхние и промежуточные лесные склады, по существу, являются погрузочными площадками. Они расположены в местах заготовки древесины у лесовозных дорог.
На нижних лесных складах осуществляются не только складские операции (разгрузка, штабелевка и погрузка), но и технологические операции (производство круглых и колотых лесоматериалов, технологической и топливной щепы, пилопродукции, товаров народного потребления и т.д.).
Нижние лесные склады размещаются в пункте примыкания лесовозных дорог к железнодорожным, автомобильным и водным путям сообщения общего пользования, соответственно нижние лесные склады делятся на прирельсовые, автодорожные и береговые (на практике они часто бывают смешанными).
Согласно статье 13 Лесного кодекса:
1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
2. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
3. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
4. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
5. Перечень объектов лесной инфраструктуры утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2020 N 565.
Согласно ст. 14 Лесного кодекса:
1. Для получения продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, полученных при использовании лесов, создается лесоперерабатывающая инфраструктура.