Главной задачей аварийно-спасательных служб (формирований) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Подготовку руководящего состава аварийно-спасательных служб (формирований) направить на выработку практических и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на чрезвычайные ситуации.
Повышение квалификации начальников аварийно-спасательных служб (формирований) и их заместителей осуществлять в образовательных организациях МЧС России, образовательных организациях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и его филиалах. В результате подготовки они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, границы зон и масштабы чрезвычайных ситуаций, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами звеньев ТСЧС Республики Татарстан.
Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утвержденной в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации аварийно-спасательных служб (формирований) в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже второго класса, преподавателей (специалистов) Учебного центра федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан, Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, должностных лиц Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
При проведении практических занятий основное внимание обращать на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.
Для специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, горноспасателей, водителей маломерных судов и др.) спасателей направлять для обучения на договорной основе в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальную подготовку спасателей проводить по программам профессиональной подготовки спасателей в образовательных организациях, подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.
В соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" и от 22 декабря 2011 года N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" при приеме на работу (за счет средств гражданина) и впоследствии не реже одного раза в пять лет (за счет средств работодателя) направлять спасателей для прохождения психиатрического освидетельствования врачебной комиссией на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной и десантной подготовке планировать и проводить один раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия с территориальными и ведомственными аварийно-спасательными службами (формированиями).
Противопожарная подготовка.
Проводить пожарно-тактические учения спасателей не реже одного раза в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Медицинская подготовка.
Проводить не реже одного раза в месяц тренировки спасателей по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Психологическую подготовку направить на формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов, совершенствование навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективной работы при проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, на пожарах и в режиме повседневной деятельности, согласно Руководству по организации психологической подготовки в МЧС России.
Парашютно-десантная подготовка.
Начальникам спасательных формирований, руководителям учреждений и организаций воздушного транспорта при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования обеспечить соблюдение требований безопасности, исключающих предпосылки к парашютным происшествиям и травматизм при выполнении десантирования.
К выполнению парашютного и беспарашютного десантирования допускать лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку, сдавших зачеты с оценкой не ниже "хорошо", имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования. Допуск оформлять приказом руководителя организации воздушного транспорта.
Основное внимание уделять выработке у спасателей-десантников практических навыков в подготовке и десантировании грузов и спасателей парашютным и посадочным способами, а также применении спусковых устройств из вертолета в простых и сложных метеоусловиях на ограниченные площадки приземления, на воду, лес, сильно пересеченную местность.
Подготовку спасателей к десантированию осуществлять в ходе плановых занятий в организациях воздушного транспорта и учебных сборов регионального уровня.
Главным методом обучения считать практические занятия по выполнению спусков спасателей из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств и штатного десантного оборудования вертолета (беспарашютного десантирования). Проведение практических занятий с применением спусковых устройств планировать не менее двух раз в период обучения.
Допуск специалистов парашютно-десантной службы и спасателей к эксплуатации средств десантирования, выполнению задач по предназначению, выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом и освоению новых типов парашютных систем оформлять приказом руководителя организации.
Горная подготовка.
Основные усилия в подготовке спасателей-альпинистов направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий. Особое внимание уделить отработке приемов и способов организации страховки и самостраховки.
Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже одного раза в год. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов.
Подготовку спасателей-альпинистов аварийно-спасательных служб (формирований) осуществлять методом учебно-тренировочных сборов в условиях высокогорья с апреля по октябрь.
Водная подготовка.