(с изменениями на 15 ноября 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 11.01.2018 N 6-пп, от 15.11.2018 N 760-пп)
В соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", утвержденным Президиумом государственного Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9), Правительство Магаданской области постановляет:
1. Утвердить Программу "Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Магаданской области, на 2017-2019 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 15.11.2018 N 760-пп)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Савченко Т.А.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 15.11.2018 N 760-пп)
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 15.11.2018 N 760-пп)
Губернатор
Магаданской области
В.ПЕЧЕНЫЙ
ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2017-2019 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 11.01.2018 N 6-пп, от 15.11.2018 N 760-пп)
Наименование программы | Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Магаданской области, на 2017-2019 годы |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за разработку и утверждение программы | Правительство Магаданской области |
Основание для разработки программы | Паспорт приоритетного проекта "Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", утвержденный Президиумом государственного Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9) |
Срок реализации программы | 2017-2020 годы |
Цель программы | Увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток в 2017 году до 77,3%, в 2018 году - 83,5%, в 2019 - 90% |
Задачи Программы | 1. Совершенствование региональной системы оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Магаданской области, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета) гражданской или государственной авиации. 2. Совершенствование схем маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, в том числе создание картографических материалов. 3. Реконструкция вертолетной площадки. 4. Расширение использования современных информационных систем в здравоохранении по организации телемедицинских консультаций |
(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 11.01.2018 N 6-пп) | |
Основные мероприятия программы | 1. Совершенствование оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Магаданской области, в том числе с использованием нового воздушного судна, оснащенного медицинским модулем. 2. Приведение материально-технической базы медицинских организаций (включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение текущего и капитального ремонтов) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи. 3. Реконструкция вертолетной площадки. 4. Совершенствование схем маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, в том числе создание картографических материалов. 5. Расширение использования современных информационных (IT) технологий для создания и развития телемедицинского консультирования |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования программы развития оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации - 289 053,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 40 564,8 тыс. рублей, 2018 год - 122 500,9 тыс. рублей, 2019 год - 125 987,5 тыс. рублей. 1. Организация выполнения полетов воздушными судами (вертолетами) гражданской или государственной авиации в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, а также обеспечение поддержания готовности к их выполнению (дежурство) - 288 553,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 40 564,8 тыс. рублей, 2018 год - 122 500,9 тыс. рублей, 2019 год - 125 487,5 тыс. рублей. 2. Реконструкция вертолетной площадки - 0,0 тыс. рублей. 3. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 500,0 тыс. рублей в 2019 году. В том числе в разрезе указанных мероприятий по годам: за счет субсидий федерального бюджета - 232 449,8 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 36 342,1 тыс. рублей, 2018 год - 97 186,2 тыс. рублей, 2019 год - 98 921,5 тыс. рублей; средств консолидированного бюджета Магаданской области - 56 103,4 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 4 222,7 тыс. рублей, 2018 год - 25 314,7 тыс. рублей, 2019 год - 26 566,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 15.11.2018 N 760-пп) | |
Основные показатели реализации программы | Показатели медицинской результативности: 1. Младенческая смертность на 1 тыс. родившихся живыми. 2. Смертность населения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения. 3. Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, общий % |
(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 11.01.2018 N 6-пп) |
________________
* объем средств будет уточнен после принятия распоряжения Правительства о распределении субсидий из федерального бюджета.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на развитие оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации на территории Магаданской области.
Программа разработана в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", утвержденным Президиумом государственного Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9).
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Совершенствование региональной системы оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Магаданской области, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета) гражданской или государственной авиации.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 11.01.2018 N 6-пп)
2. Совершенствование схем маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, в том числе создание картографических материалов.
3. Реконструкция вертолетной площадки.
4. Расширение использования современных информационных систем в здравоохранении по организации телемедицинских консультаций.
Магаданская область относится к районам Крайнего Севера, характеризуется географической отдаленностью от развитых промышленных центров, значительной протяженностью (площадь территории - 462,5 тыс. кв. км) и низкой плотностью населения - 0,34 на кв. км, а в отдельных районах еще ниже (Северо-Эвенский, Среднеканский районы - 0,03, Омсукчанский район - 0,09).
В соответствии с административно-территориальным делением в Магаданской области 8 районов, 2 города, 24 поселка городского типа и 58 сельских населенных пунктов. Расстояние от административного центра г. Магадана до районных центров от 50 км до 650 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2 323 километра. Железнодорожное сообщение отсутствует. Сообщение с Северо-Эвенским районом - только авиационным транспортом.
Территории Дальневосточного региона объединяет общая проблема - большая протяженность и низкая плотность населения при активных миграционных процессах, обуславливающих изменение характера расселения, недостаточно развитая дорожная инфраструктура, наличие малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов. Все это потребовало особого внимания и осторожности при принятии решений по оптимизации здравоохранения региона.
Для повышения доступности на территории Магаданской области, в целях обеспечения прав граждан, проживающих на территории Магаданской области на бесплатную медицинскую помощь:
- осуществляются мероприятия по сбалансированности территориальной программы в части ее структуры, сроков ожидания оказания медицинской помощи врачами - терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами - педиатрами участковыми, а также время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме и объемов медицинской помощи, с целью их приближения к нормативным значениям;
- внедрена трехуровневая система и схема маршрутизации пациентов для лечения в медицинских организациях области.
Для решения задач по эффективному управлению ресурсами, в том числе и финансовыми, в Магаданской области в 2014-2015 годах проведены мероприятия по реструктуризации системы здравоохранения. Реорганизованы четыре медицинские организации, путем объединения с более крупными, выполняющими однотипные или смежные функции. Это позволило рационально использовать общий кадровый потенциал и лечебно-диагностические мощности, сократить расходы, в первую очередь, на содержание аппарата управления и дублирующих служб.
С учетом проведенных мероприятий по реструктуризации здравоохранения области, динамичности миграционных процессов проводилась корректировка системных мероприятий по совершенствованию территориальной организации медицинского обслуживания в области и выстроена структура регионального здравоохранения с сохранением разного уровня медицинских организаций.
Установлена маршрутизация пациентов при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая санитарно-авиационную эвакуацию (Приложение N 2 к Программе).
Составлена карта территориальной доступности медицинской помощи по 8 населенным пунктам, расположенным на территории Магаданской области, данные которой соответствуют расположению в геоинформационной системе Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение N 3* к Программе).
________________
* Приложение N 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Составлен план мероприятий "Дорожная карта по обеспечению доступности медицинской помощи по населенным пунктам, находящихся вне зоны медицинского обслуживания".
В системе здравоохранения области на сегодняшний день функционирует 47 учреждений всех форм собственности, в том числе: 33 государственные медицинские организации, 13 частных организаций, одно ведомственное учреждение (ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области").
Первичную медико-санитарную помощь в районах оказывают восемь районных больниц, одна городская больница, пять участковых больниц, восемь врачебных амбулаторий, тринадцать фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), с 2013 г. были закрыты 4 ФАП в связи с ликвидацией поселков.
В областном центре первичную помощь оказывают четыре поликлиники для взрослых, три поликлиники для детского населения, одна женская консультация, стоматологическая поликлиника.
В целях достижения максимальной доступности первой помощи населению в 14-ти малонаселенных поселках (с численностью меньше 100 человек), в которых отсутствуют фельдшерские пункты, организованы домовые хозяйства первой помощи.
Силами медицинских сотрудников региональной службы медицины катастроф и районных больниц проведено обучение ответственных лиц в домохозяйствах. Координацию их работы осуществляет ОГКУЗ "Магаданский территориальный центр медицины катастроф".
Для оказания медпомощи на втором уровне организована работа двух межмуниципальных акушерско-гинекологических центров: один на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом", второй - на базе МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница".
В результате концентрации на втором уровне подавляющего количества родоразрешений (91,5% родов в 2014 году, 93,3% - в 2015 году), из которых 85-86% проводятся в ОГБУЗ "Магаданский родильный дом", в 2014-2015 годах удалось избежать перинатальных потерь на первом уровне, снизить количество преждевременных родов в области с 6,0% до 5,5%. При этом, если в 2014 году на первом уровне произошло 4,6% от всех преждевременных родов, то в 2015 году - 2,06%.
Уменьшилось количество оперативных родоразрешений на первом уровне оказания медицинской помощи, в 2014 году кесаревых сечений на первом уровне 2,5%, в 2015 году - 2,3%.
Соблюдение этапности оказания медицинской помощи беременным женщинам позволило снизить количество родов в районных больницах с 30% до 14,6%. Ежемесячно проводится мониторирование всех беременных женщин, состоящих на учете в городских округах области, что позволяет контролировать своевременное направление пациенток на более высокий этап (уровень) оказания медицинской помощи.
Третий уровень, областной, обеспечивает население высококвалифицированной специализированной медицинской помощью, включая высокотехнологичную, а также оказание консультативной помощи (ГБУЗ "Магаданская областная больница", ГБУЗ "Магаданская областная детская больница", специализированные диспансеры и больницы, ГБУЗ "Магаданский областной центр профилактики и борьбы со СПИД").