Необходимо реформирование системы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилых помещений по следующим направлениям:
1. Местным Советам народных депутатов необходимо образовывать постоянные комиссии для контроля за соблюдением законодательства, устанавливающего порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилья. Привлекать к работе комиссий специалистов из числа работников жилищных органов, научно-исследовательских учреждений, а также представителей общественности.
Указанные комиссии должны контролировать соблюдение законодательства об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади, решений Совета местной администрацией, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями независимо от подчиненности и форм собственности; заслушивать по этим вопросам отчеты, сообщения соответствующих руководителей и иных должностных лиц.
При выявлении нарушений порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилых помещений, комиссия обязана принять меры к устранению нарушений, привлечению к ответственности лиц, допустивших эти нарушения, информировать заинтересованных лиц, Совет и соответствующие организации о выявленных нарушениях.
2. Требуется усилить административную ответственность за нарушение должностными лицами порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений, а также за несоблюдение сроков заселения жилых домов и создать условия, чтобы каждое должностное лицо, допустившее такое нарушение было привлечено к установленной законом ответственности.
3. Необходимо сохранить право граждан на улучшение своих жилищных условий в порядке очередности путем предоставления жилья на условиях найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, либо приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств за счет индивидуального жилищного строительства, организации кондоминиумов - товариществ, жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания при согласии граждан на снятие их с учета на получение жилья на условиях найма целесообразно предоставлять им целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников.
Величина целевой дотации должна зависеть от года постановки на учет, жилищной обеспеченности, льгот, установленных законодательством, социальной нормы площади жилья в данном регионе, средней фактической стоимости государственного и муниципального жилья, других оснований, предусмотренных законодательством. Для защиты от инфляции размер дотации может определяться на момент приобретения жилья либо строительных материалов и изделий для частного жилищного строительства.
4. Требуется принять новые Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилых помещений, в которых предусмотреть предоставление жилья по договору найма, купли-продажи.
На каждую категорию граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, целесообразно составлять отдельный список. При этом, жилые помещения должны предоставляться в порядке целевого выделения жилой площади каждой категории.
5. Предоставлять жилье на безвозмездных началах прежде всего гражданам, относящимся к наиболее социально уязвимым группам населения. По общему правилу предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно производиться при условии принятия данными гражданами на себя обязательства оплатить предоставленное жилье единовременно или в рассрочку. Данное обязательство следует обеспечивать залогом предоставленного жилья или иного имущества.
6. Исключить безвозмездное предоставление жилья гражданам, имеющим жилые помещения на праве собственности независимо от основания возникновения этого права, либо в течение трех лет перед рассмотрением вопроса о предоставлении жилья осуществившим отчуждение жилища, принадлежащего им на праве собственности.
7. Не допускать безвозмездного предоставления жилых помещений сверх установленных социальных норм.
8. Выделять жилые помещения (дома, квартиры) целевым назначением для продажи физическим и юридическим лицам по рыночным ценам (в том числе и на аукционах).
9. Определить механизм действия норм о перенесении очередности на получение жилья на более поздние сроки (ст. 34 ЖК РФ).
10. Исключить ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях, в учреждениях, организациях, не имеющих жилья, не ведущих жилищного строительства и не участвующих в жилищном строительстве на долевых началах. В случае приобретения такими предприятиями, учреждениями, организациями жилья по гражданско-правовым договорам и иным основаниям, как правило предоставлять жилье работникам данного предприятия, учреждения, организации, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по месту жительства, исходя из времени принятия их на учет.
11. Определить доли государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам аренды.