РЕШЕНИЕ
от 20 мая 1993 года N 121/19
О МЕРАХ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 марта 2018 года на основании
Закона Свердловской области от 26 февраля 2018 года N 7-ОЗ
____________________________________________________________________
Реализация на территории Свердловской области положений статей 58 и 84-11 Конституции РФ, Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" требует проведения комплексных аналитических исследований, разработки новых подходов и мер по созданию механизма, обеспечивающего необходимые объемы жилищного строительства и надлежащую эксплуатацию и содержание жилищно-коммунального хозяйства области, адресную социальную помощь в улучшении жилищных условии и содержании жилья малоимущим гражданам, инвалидам, многодетным семьям. В целях реализации жилищной реформы на территории области малый Совет Свердловского областного Совета народных депутатов решил:
1. Принять Основные направления программы жилищной реформы в Свердловской области (Приложение 1).
2. Поручить администрации Свердловской области:
2.1. Выполнение необходимой работы по разработке и реализации "Программы жилищной реформы Свердловской области".
2.2. Финансирование разработки "Программы жилищной реформы Свердловской области" за счет общих расходов по областному бюджету на жилищно-коммунальное хозяйство.
3. Инновационному комитету совместно с Комитетом по экономике администрации Свердловской области, Свердловским областным предприятием "Облжилкомхоз", обеспечить выполнение первоочередных работ по разработке областной правовой базы жилищной реформы с представлением на рассмотрение очередных сессий областного совета народных депутатов социальных норм: социальной нормы площади жилья, совокупного дохода семьи для предоставления гражданам компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, прожиточного, физиологического минимума.
4. Утвердить Положение о товариществах собственников жилых помещений (кондоминиумах) (прилагается).
5. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на заместителя председателя Свердловского областного Совета народных депутатов Карелову Г.Н.
Заместитель председателя
областного Совета
Г.Н.КАРЕЛОВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Жилищная реформа - одно из важнейших условий перехода к рыночным отношениям. От ее проведения во многом будет зависеть стабильность нашего общества. Реформа должна носить комплексный характер, затрагивать максимально широкий круг граждан, как проживающих в жилых помещениях различных фондов, так и не имеющих своего жилья.
Реформа должна способствовать улучшению макроэкономических пропорций, снижению инфляции, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет растущей аккумуляции частных средств на специальных счетах и в форме собственного жилья, улучшению территориального распределения трудовых ресурсов, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского развития.
2. В Свердловской области должны быть созданы условия для безвозмездного и льготного обеспечения жильем наименее социально обеспеченных групп населения (одиноких нуждающихся пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми). В улучшении жилищных условии других категорий граждан должен преобладать эквивалентно-возмездный подход.
Требуется создание в области системы долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения ими жилых помещений.
3. Цели жилищной реформы:
- стабилизация объемов жилищного строительства, а затем наращивание темпов жилищного строительства;
- упорядочение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилья;
- обеспечение сохранности и рационального использования жилищного фонда;
- изменение системы оплаты жилья и платы за коммунальные услуги;
- демонополизация управления жилищным фондом;
- расширение масштабов приватизации государственного и муниципального жилищного фонда;
- перераспределение жилья;
- создание рынка земельных участков для строительства жилых домов;
- совершенствование правового регулирования жилищных отношений;
- информационное обеспечение жилищной реформы.
Одна из целей реформы - формирование рынка жилья - будет достигнута с превращением жилища в товар.
4. В настоящем документе определяются основные направления программы жилищной реформы в области. В городах, районах Свердловской области должны быть приняты местные программы жилищной реформы. В указанных программах с учетом состояния жилищного фонда, степени остроты жилищной проблемы, демографической ситуации и других заслуживающих внимания местных условий должна быть определена система мер экономического, организационного, правового порядка, реализация которых должна способствовать проведению жилищной реформы.
Преобладающими способами жилищных условий должны стать индивидуальное и кооперативное строительство, а также предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с обязательством оплатить предоставленное жилье в рассрочку. В обеспечение указанных обязательств, кредитов и займов, выделяемых на жилищное строительство, а также на приобретение жилья в собственность по договорам купли-продажи будет требоваться заключение договоров о залоге приобретаемых квартир, других жилых помещений и иного имущества.
1. Стабилизация объемов жилищного строительства, а затем наращивания темпов строительства возможны при наличии следующих условий:
- определение наиболее эффективных строительных материалов с учетом новейших научных разработок, технических возможностей района, города по производству и приобретению строительных материалов, санитарно-технического и иного специализированного оборудования;
- перепрофилирование (поощрение перепрофилирования) предприятий машиностроения, оборонной промышленности по производству машин, механизмов, оборудования, необходимых для производства строительных материалов и ведения жилищного строительства;
- осуществление импорта машин, механизмов, оборудования, необходимых для производства строительных материалов и строительной техники, а также для ведения жилищного строительства и поощрение юридических лиц, осуществляющих импорт таких машин, механизмов, оборудования, путем предоставления налоговых льгот, прав на первоочередное получение лицензий и т.д.;
- обеспечение комплексной механизации работы в производстве строительных материалов, санитарно-технического и иного специализированного оборудования, машин, механизмов, необходимых для производства таких материалов и оборудования и ведения жилищного строительства;
- экономия сырья и материалов;
- использование новейших экономических типовых проектов жилых домов с улучшенной планировкой квартир;
- создание рынка подрядных работ;
- создание рынка проектных и проектно-изыскательских услуг;
- осуществление экспертизы строительных проектов специализированными организациями и фирмами, независимыми специалистами;
- организация страхования строительных проектов;
- совершенствование порядка выделения земельных участков для жилищного строительства (в том числе, переход к выделению наиболее престижных земельных участков для жилищного строительства по конкурсу);
- предоставление налоговых и иных льгот производителям строительных материалов, санитарно-технического и иного специализированного оборудования, а также строительным организациям, ведущим жилищное строительство;
- акционирование указанных предприятий;
- сокращение сроков строительства;
- расширение объемов жилищного строительства, ведущегося с трудовым участием граждан;
- содействие индивидуальному и кооперативному строительству, путем беспрепятственного выделения земельных участков, строительных материалов, кредитов, необходимых для такого строительства, а также установление налоговых и иных льгот для субъектов осуществляющих такое строительство;
- разработка и реализация программ срочной достройки незавершенных строительством многоквартирных домов;
- разработка системы мер по стабилизации цен на проектные, проектно-изыскательские, а также строительные и строительно-монтажные работы.
2. В целях создания рынка земельных участков для строительства жилых домов необходимо при приватизации жилья допускать передачу в собственность граждан и их объединений земельных участков, сообразуясь с характером застройки (усадебная, сельская и т.д.) и устанавливать нормативы земли на одного жителя в зависимости от норм, установленных в области. Для оплаты земельного участка сверх установленного норматива возможно использовать приватизационные чеки.
3. Для реализации жилищной реформы необходимо реформирование системы финансирования жилищного строительства, привлечения альтернативных источников инвестирования жилищного сектора.
Этим целям могут служить:
- стимулирование создания ипотечных банков (компаний);
- принятие и реализация Правил проведения ипотечных операций на территории области;
- направление фиксированного процента средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий на строительство и капитальный ремонт (реконструкцию) жилых домов;
- выделение льготных кредитных ресурсов строительным организациям под строительство жилья (для последующей аукционной продажи);
- образование фондов жилищного строительства (для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство);
- создание системы специальных накопительных целевых счетов для строительства и приобретения жилья, с освобождением средств граждан, поступающих на эти счета, от подоходного налога.
Источниками поступления средств в активы данных фондов могут стать:
- налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья;
- доля налога на недвижимость;
- кредиты под гарантии региональных и местных органов власти и управления;
- региональные и муниципальные займы с высоким уровнем процента под объекты муниципальной недвижимости;
- доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства;
- часть прибыли от продажи местными органами власти инженерно подготовленных участков для частного жилищного строительства;
- взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц.
Основными направлениями использования средств фондов должны являться:
- строительство жилищного фонда социального использования;
- инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;
- развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- строительство объектов социальной инфраструктуры;
- выплаты компенсаций (субсидий) гражданам при изменении системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
- развитие машиностроения для жилищного сектора экономики;
- развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь, производства эффективных утеплителей.
Необходимо реформирование системы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилых помещений по следующим направлениям:
1. Местным Советам народных депутатов необходимо образовывать постоянные комиссии для контроля за соблюдением законодательства, устанавливающего порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилья. Привлекать к работе комиссий специалистов из числа работников жилищных органов, научно-исследовательских учреждений, а также представителей общественности.
Указанные комиссии должны контролировать соблюдение законодательства об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади, решений Совета местной администрацией, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями независимо от подчиненности и форм собственности; заслушивать по этим вопросам отчеты, сообщения соответствующих руководителей и иных должностных лиц.
При выявлении нарушений порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилых помещений, комиссия обязана принять меры к устранению нарушений, привлечению к ответственности лиц, допустивших эти нарушения, информировать заинтересованных лиц, Совет и соответствующие организации о выявленных нарушениях.