1. В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса, статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков может быть установлен публичный или частный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком.
2. Ограничения прав по использованию земельных участков (распоряжению земельными участками) и территории, в пределах которых устанавливаются такие ограничения, определяются на основании федеральных законов, законов Свердловской области, технических регламентов, строительных и иных нормативов и договоров между сторонами.
3. Ограничения прав собственника недвижимого имущества (сервитуты) устанавливаются в соответствии с действующим законодательством для нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
4. Если сервитут относится к части земельного участка, то на плане земельного участка показываются границы действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, то нанесение непосредственно на план земельного участка границ действия сервитута не требуется.
5. В случаях когда ограничения прав собственников, пользователей и арендаторов земельного участка не были отражены в ранее выданных документах, удостоверяющих право на земельный участок, а в действительности на территории земельного участка требуется установление ограничения прав или когда такая необходимость появляется с возникновением нового объекта недвижимости, установленное ограничение прав должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
В данном случае регистрация ограничения прав (сервитута) устанавливается за счет средств юридического или физического лица, в интересах которого устанавливается данное ограничение (сервитут), или администрации городского округа (при установлении публичного сервитута).
6. Сервитут может быть публичным или частным.
7. Частный сервитут устанавливается в отношении земельного участка в случае:
- строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся на соседних участках;
- проведения работ по инженерной подготовке территории, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стенок;
- необходимого прохода или проезда через земельный участок;
- права использования земельного участка (его части) для прокладки, ремонта и эксплуатации коммунальных или индивидуальных линий электропередачи, линий связи, газопровода и иных коммуникаций;
- права размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;
- других нужд иного собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
8. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
9. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
10. Публичный сервитут может быть установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, администрации городского округа в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства или населения городского округа, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний, действующего проекта планировки и проекта межевания.
11. Органы местного самоуправления городского округа имеют право устанавливать публичные сервитуты - ограничения для владельцев земельных участков на использование этих участков и расположенных на них объектов, связанные с обеспечением общественных нужд применительно к земельным участкам, частям земельных участков и иным объектам недвижимости, принадлежащим физическим или юридическим лицам.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;