По состоянию окружающей среды, городской округ Верхняя Пышма относится к числу 13 наиболее неблагополучных в экологическом отношении территорий муниципальных образований Свердловской области.
Среди муниципальных образований с наиболее неблагополучной экологической обстановкой городской округ Верхняя Пышма занимает (доклад "Об экологической ситуации в Свердловской области в 2013 г."):
- тринадцатое место по суммарному выбросу загрязняющих веществ от стационарных источников - 5,0 тысячи тонн;
- восьмое место по объемам сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты - 8,2 миллиона кубических метров;
- тринадцатое место по объемам образования отходов производства и потребления - 45,5 тысячи тонн.
К факторам среды обитания, влияющим на здоровье населения, относятся качество атмосферного воздуха, качество питьевой воды, обращение с отходами производства и потребления.
Для оценки состояния атмосферного воздуха в городе, номенклатуры загрязняющих веществ, объемов выбросов вредных веществ и источников выбросов, а также владельцев этих источников необходимо провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, и разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов для городского округа Верхняя Пышма.
По данным Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Свердловской области в городе Верхняя Пышма и Среднеуральск увеличилось количество неудовлетворительных проб воды из источников нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по химическим и бактериологическим показателям. В сельских населенных пунктах остро стоит проблема обеспечения жителей питьевой водой. Качество воды в шахтных колодцах, как и состояние большинства существующих колодцев, является неудовлетворительным. Реконструкции и обустройство существующих шахтных колодцев, замена их на трубчатые колодцы (скважины) является самым оптимальным решением вопроса питьевого водоснабжения жителей в поселках городского округа, а также необходимо предусматривать ликвидацию аварийных источников нецентрализованного водоснабжения, так как они несут в себе опасность для жизни и здоровья населения.
В муниципальной собственности находится пять гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Средний возраст гидротехнических сооружений, переданных в муниципальную собственность городского округа, составляет несколько десятков лет. Четыре гидротехнических сооружения имеют пониженный уровень безопасности. Безопасность сооружений снижается из-за отсутствия проектной документации по гидроузлам, что мешает оценить их состояние и безопасность. Увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС связано с их старением и несвоевременным ремонтом.
Одним из факторов, оказывающих влияние на поддержание и восстановление благоприятного санитарного и экологического состояния территорий населенных пунктов, является организация работы в сфере обращения с отходами производства и потребления. В условиях активно развивающегося жилищного строительства, вводом новых мощностей производства вопрос организации системы мер по уменьшению негативного влияния отходов производства и потребления обосновывает необходимость активизировать работу развития новых объектов размещения и переработки (сортировки) отходов.
Экологическое просвещение и образование населения играют важную роль в понимании бережного отношения к природе. Действенным и эффективным механизмом просвещения является проведение экологических акций, агитационных мероприятий, конкурсов, выставок, семинаров, размещение рекламы экологической направленности на территории городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах округа. Эти же полномочия изложены в действующем Уставе городского округа Верхняя Пышма.
Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления является расходным обязательством муниципального образования. Недостаточное выделение средств местного бюджета на выполнение природоохранных мероприятий, а также мероприятий, направленных на соблюдение требований природоохранного и санитарного законодательства, не позволяет в полной мере обеспечить снижение рисков факторов среды обитания.
Подпрограмма направлена на выполнение мероприятий в сфере улучшения экологической обстановки, создания благоприятных условий проживания населения, повышения экологической культуры граждан городского округа.